Журнал "Российский налоговый курьер"
Л.А. Масленникова
эксперт журнала «Российский налоговый курьер», канд. экон. наук
Что должен сделать главный бухгалтер, приступая к работе в организации, у которой уже есть своя история учета и отчетности? Во-первых, принять дела у увольняющегося главного бухгалтера.
Во-вторых, познакомиться со спецификой деятельности и учета в организации. Желательно также оценить представленную в налоговую инспекцию отчетность и регистры учета, выявить допущенные ошибки, внести исправления.
Самый оптимальный вариант для передачи дел — это аудиторская проверка в фирме перед увольнением прежнего главбуха и приходом нового. Ошибки, которые могут быть обнаружены, исправит прежний бухгалтер, а новый начнет работу с чистого листа. Однако такой вариант приемлем не для всех фирм, и зачастую вновь пришедшему главбуху приходится все делать самому.
Как принять дела
Порядок передачи дел законодательно не определен. Обычно составляется специальный акт, по которому бывший бухгалтер передает документацию новому.
Составляем акт о передаче документации
Первый вопрос, который возникает: какие документы нужно передавать? Очевидно, те, за которые отвечает главный бухгалтер.
Обратимся к пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). В нем сказано, что главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В Налоговом кодексе об обязанностях главного бухгалтера не упоминается. Понятно, что ведением налогового учета и сдачей налоговой отчетности должен заниматься также главный бухгалтер.
Конечно, если фирма небольшая и создана сравнительно недавно, бывший главный бухгалтер может передать новому все документы, перечислив их в акте. Передавать все документы придется и в том случае, когда в фирме только один бухгалтер — главный. Если фирма крупная и в ее штате помимо главного числятся другие бухгалтеры, передаются только те документы, которые находятся под непосредственным контролем главбуха.
Например, нет смысла передавать банковские и кассовые документы, если в организации работает бухгалтер, отвечающий за банк и кассу. То же относится и к документам по начислению заработной платы. Их не надо отражать в акте, если учет расчетов по заработной плате ведет отдельный бухгалтер. Тем не менее новый главный бухгалтер должен проверить наличие всех необходимых бухгалтерских и налоговых документов.
Еще один вопрос, который возникает при составлении акта: за какой период передаются документы? В пункте 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ сказано, что все бухгалтерские документы должны храниться в организации не менее пяти лет. Значит, за этот период и нужно передавать документы.
Если в организации не было налоговой проверки, особое внимание следует обратить на наличие документов за последние три года. Напомним, что налоговые органы имеют право проверить организацию только за последние три года (ст. 87 НК РФ).
Акт составляется в произвольной форме. В нем указываются наименования, даты и другие реквизиты передаваемых документов. Если документов немного, можно перечислить каждый из них, если много — целесообразно указать папки документов, например «Налоговая отчетность за 2006 год». Обязательным реквизитом акта является дата передачи документов. Акт подписывают прежний и новый главный бухгалтер, затем визирует руководитель. На акте можно поставить печать организации.
СОВЕТ | |
|
Обратите внимание: новый главный бухгалтер, который уже ознакомлен с документацией, должен указать в акте имеющиеся недочеты и несоответствия, а также недостающие документы. Иначе впоследствии доказать, что, например, документ утерян при работе бывшего главного бухгалтера, будет сложно.
ПРИМЕР 1
Новый главный бухгалтер Е.В. Зайцева пришла на работу в ООО «Весторг» 5 июня 2006 года и принимает дела у бывшего главного бухгалтера Н.К. Васильевой.
Штат бухгалтерии в организации насчитывает четыре человека: главный бухгалтер, бухгалтер по начислению заработной платы, бухгалтер по товарному учету и бухгалтер по кассовым и банковским операциям. Главбух непосредственно контролирует составление бухгалтерской и налоговой отчетности, книги продаж и книги покупок, журналов регистрации счетов-фактур, а также документов по основным средствам, материалам и услугам.
Новый главный бухгалтер сверила показатели, отраженные в документах, с показателями отчетности и обнаружила следующее. По балансу (форма № 1) первоначальная стоимость основных средств на 1 апреля 2006 года составляет 10 550 740 руб. Однако в папке по основным средствам есть документы только на 8 950 200 руб. Не хватает документов на сумму 1 600 540 руб. (10 550 740 руб. – 8 950 200 руб.).
Образец акта приемки-передачи документов, который нужно составить в рассматриваемой ситуации, приведен внизу.
АКТ № 1 г. Москва 5 июня 2006 года
Н.К. Васильева, главный бухгалтер ООО «Весторг» до 2 июня 2006 года включительно (приказ от 27.04.2005 № 25), передает, а Е.В. Зайцева, являющаяся главным бухгалтером ООО «Весторг» с 5 июня 2006 года (приказ от 05.06.2006 № 38), принимает следующие документы: 1) бухгалтерскую и статистическую отчетность за 2005 год; 2) бухгалтерскую и статистическую отчетность за I квартал 2006 года; 3) налоговую отчетность за 2005 год; 4) налоговую отчетность за I квартал 2006 года; 5) книги продаж за 2005 год; 6) книги продаж за период январь — апрель 2006 года; 7) книги покупок за 2005 год; 8) книги покупок за январь — апрель 2006 года; 9) журналы регистрации счетов-фактур, полученных в 2005 году; 10) журналы регистрации счетов-фактур, выставленных в 2005 году; 11) журналы регистрации счетов-фактур, выставленных и полученных за январь — апрель 2006 года; 12) документы по основным средствам за 2005—2006 годы. Примечание. Не достает документов по основным средствам на сумму 1 600 540 руб.; 13) документы по оприходованным материалам за 2005—2006 годы; 14) документы по полученным услугам за 2005—2006 годы.
Документы сдал: Документы принял:
______________(Н.К. Васильева) _________ (Е.В. Зайцева)
Генеральный директор Сидоров А.П. Сидоров М.П.
|
Инвентаризация при увольнении главного бухгалтера
Нужно ли проводить инвентаризацию при смене главного бухгалтера? Да, если главный бухгалтер заключает договор о полной материальной ответственности. Такой договор обычно заключают, когда главный бухгалтер выполняет обязанности кассира.
Напомним, что организации обязаны проводить инвентаризацию при смене материально ответственных лиц (п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ). Так как новый главный бухгалтер тоже будет заключать договор о полной материальной ответственности, проводить инвентаризацию денежных средств лучше в присутствии как бывшего, так и нового главного бухгалтера.
КСТАТИ | |
|
Как проводится инвентаризация? Прежде всего издается приказ о ее проведении, назначается инвентаризационная комиссия, ее председатель и т. д. В процессе инвентаризации сверяются наличные денежные средства, имеющиеся в кассе организации, с данными бухгалтерского учета и кассовой книги. Результаты оформляются в акте инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. Поскольку меняются материально ответственные лица, акт составляется в трех экземплярах. Первый передается прежнему главному бухгалтеру, второй — новому, а третий остается в бухгалтерии организации.
Прием дел в одностороннем порядке
Допустим, прежний главбух уже уволился, а новый еще не вышел на работу. Как в этом случае оформить передачу дел? Дела принимает либо работник, назначенный руководителем, либо сам руководитель.
Здесь есть свои минусы. Поскольку документы принимают незаинтересованные работники, отсутствие каких-либо документов они могут и не заметить. Соответственно в акте приемки-передачи это отражено не будет.
В подобной ситуации новому главбуху лучше составить акт приема документов в одностороннем порядке. Порядок составления тот же, что и при передаче документов от бывшего главного бухгалтера новому. Разница лишь в том, что у нового главбуха есть время, и он может более тщательно все проверить и отразить свои замечания в акте. Акт должен быть подписан новым главным бухгалтером и завизирован руководителем.
Проверка учета при приеме дел
Акт подписан, все документы имеются в наличии. Что еще должен сделать новый главбух? Конечно, он отвечает только за свою работу. Но, чтобы избежать неприятностей в случае налоговой проверки, лучше подстраховаться и проверить, как велся учет раньше. Новый главбух может сам это сделать либо попросить нанять аудиторскую фирму. Если на аудиторскую проверку у фирмы нет денег, а у бухгалтера не хватает времени проверить все самому, осуществляется выборочная проверка.
В первую очередь следует обратить внимание на начисление налогов. Особенно на налоги, налоговым периодом по которым является календарный год. Дело в том, что ошибки, допущенные бывшим бухгалтером, повлекут за собой искажение налоговой базы уже в период, когда будет работать новый главный бухгалтер.
Новый главбух пришел в середине года
Рассмотрим основные налоги, которые уплачивает организация, применяющая общий режим налогообложения.
НДС. В соответствии со статьей 163 НК РФ налоговым периодом по НДС является месяц (для организаций с ежемесячной выручкой без НДС не более 2 млн. руб. — квартал).
Таким образом, если у фирмы налоговый период месяц, нужно обязательно проверить хозяйственные операции, отраженные в бухгалтерском учете и касающиеся как начисления НДС, так и налоговых вычетов по нему за последний месяц. Кроме того, необходимо проверить наличие, а также правильность заполнения выданных и полученных счетов-фактур, журнала их регистрации, книг покупок и продаж.
Если налоговый период — квартал, механизм проверки тот же, но период больше. Однако, если у фирмы сравнительно небольшая выручка (менее 2 млн. руб. в месяц), можно предположить, что хозяйственных операций, равно как и документов, у нее не так много. Желательно проверить книги покупок и счета-фактуры, полученные от поставщиков с начала года.
ЕСН. В статье 240 НК РФ указан налоговый период — календарный год. Что это означает? Если новый главный бухгалтер пришел в середине года, ему придется подавать налоговую декларацию по ЕСН и за свой период, и за период, когда он еще не работал. Следовательно, проверить операции, связанные с начислением и уплатой этого налога, нужно не только за последний месяц, но и с начала года. К тому же начисленный ЕСН — это один из видов расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль. Поэтому ошибки в начислении ЕСН будут двойными, то есть приведут к искажению налоговой базы по налогу на прибыль.
Налог на имущество. Налоговый период по этому налогу — календарный год (ст. 379 НК РФ). Проверять, как он начислен, новому главбуху придется с начала года. Правда, это не так сложно, как с предыдущими налогами. Достаточно проверить, как определена остаточная стоимость основных средств, среднегодовая стоимость всех основных средств и рассчитан сам налог.
Налог на прибыль. Как правило, именно с этим налогом связано большинство ошибок. Налоговый период по налогу на прибыль — календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Проверять новому главному бухгалтеру придется все подтверждающие документы, налоговые регистры, а также бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с доходами, расходами и начислениями по налогу за период с начала года. Особенно тщательно следует изучить документы, связанные с расходами. Ведь при отсутствии хотя бы одного необходимого документа будет считаться, что налоговая база неправомерно занижена. После проверки могут последовать налоговые санкции.
Рекомендуем обратить внимание на хозяйственные операции, связанные с применением ПБУ 18/02. Если суммы налога на прибыль, исчисленного в декларации, соответствуют суммам, отраженным в бухгалтерском учете с учетом отложенных налоговых активов и обязательств, значит, вероятность ошибок в налоговом учете минимальна.
Если организация применяет УСН, то новый главный бухгалтер, пришедший в середине года, должен просмотреть все записи в Книге учета доходов и расходов с начала года. Он проверяет, правильно ли определены доходы, как отнесены затраты к расходам, имеются ли подтверждающие документы и т. д. Напомним, что налоговый период по налогу, уплачиваемому при УСН, также календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
В отличие от главбуха организации, находящейся на общем режиме, новому главному бухгалтеру организации, чья деятельность подпадает под ЕНВД, проверять придется не так много. Сумма начисленного ЕНВД не зависит от реальных доходов и расходов, поэтому посмотреть надо только расчет физических показателей. Налоговый период — квартал. Следовательно, новый бухгалтер будет отвечать за начисление ЕНВД с начала квартала, за который еще не отчитались.
Новый главбух пришел в начале года
Предположим, прежний главный бухгалтер уже начислил все налоги за прошлый год и сдал все отчеты. Тогда новый главбух, который приходит на работу в начале года, начинает год заново. Учет и начисление налогов за прошлый год ему проверять не нужно.
Если налоги за прошлый год еще не начислены, отчеты не готовы и не сданы, новый бухгалтер поступает так же, как если бы он пришел в середине года. Изучить надо все сделанное предыдущим главным бухгалтером не за часть года, а за весь предыдущий год.
Ошибки бывшего главного бухгалтера
Итак, новый главный бухгалтер проверил все, что необходимо, и выявил ошибки, допущенные в период, когда работал прежний главбух. Стоит ли их исправлять?
Скажем сразу, что выявленную ошибку обязательно надо исправить. Если ошибка допущена в расчете налогов, нужно внести изменения в налоговые регистры, пересчитать налог, при необходимости доплатить (как налог, так и пени) и сдать уточненные декларации. Ошибки в бухгалтерском учете также должны быть исправлены. Разумеется, обо всех ошибках, допущенных бывшим бухгалтером, необходимо доложить руководителю организации.
Какие ошибки следует исправлять незамедлительно, а с какими можно подождать?
Это зависит от характера ошибок. Например, ошибку в расчете налога, налоговый период по которому не закончен (и декларация за налоговый период не сдана), лучше исправить немедленно. Ведь, как уже отмечалось, ошибки прежнего бухгалтера повлекут за собой неправильный расчет налога уже после его ухода.
Ошибку в бухгалтерском учете тоже лучше исправить сразу, так как она может привести к искажению показателей в отчетности. К тому же исправление ошибок в бухгалтерском учете занимает не так много времени, как в налоговом.
СОВЕТ | |
|
СОВЕТ | |
|
Напомним правила исправления ошибок в бухгалтерском учете. Возможны три варианта развития событий.
Первый. Ошибка выявлена до окончания текущего отчетного года. Тогда исправления вносятся в проводки того месяца, к которым ошибка относится.
Второй. Ошибку заметили после окончания отчетного года, но до утверждения годовой отчетности. В такой ситуации исправительные записи вносятся декабрем года, в котором ошибки были допущены.
Третий. Ошибка обнаружена после сдачи отчетности. Исправления нужно внести в проводки текущего года. Уточненная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не сдается.
Об остальных ошибках забывать не следует, но исправить их можно позже.
ПРИМЕР 2
Н.П. Свиридова начала работать главным бухгалтером в ЗАО «Салют» в июне 2006 года. Приняв дела от бывшего главбуха, она обнаружила ошибку в учете. За I квартал 2006 года расходы, относящиеся к представительским, в сумме 21 000 руб. полностью уменьшили налоговую базу по налогу на прибыль, хотя фонд оплаты труда за указанный период составил 300 000 руб.
Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ представительские расходы включаются в состав прочих расходов по налогу на прибыль в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период. Получается, что за I квартал 2006 года налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут уменьшить представительские расходы только на 12 000 руб. (300 000 руб. х 4%). Расходы были завышены на 9000 руб. (21 000 руб. – 12 000 руб.).
Ошибка может повлиять на расчет налоговой базы по налогу на прибыль за полугодие, поэтому ее необходимо исправить. За I квартал 2006 года нужно сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль, где налоговая база будет увеличена на 9000 руб., доплатить налог на прибыль в размере 2160 руб. (9000 руб. х 24%) и причитающиеся пени.
Исправления должны быть отражены в бухгалтерском учете. Так как 2006 год не закончен, исправления вносятся в проводки I квартала, когда были допущены ошибки. Необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
— 2160 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство.
Если по итогам 1-го полугодия величина представительских расходов не превысит 4% от расходов на оплату труда, постоянное налоговое обязательство будет погашено.
Кроме того, в бухгалтерском учете ЗАО «Салют» нужно отразить хозяйственные операции, связанные с начислением и уплатой пеней и доначисленной суммы налога.
Статья получена: Клерк.Ру