Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Досье на каждого заемщика

 

Досье на каждого заемщика

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Наталья Ростова

Президент подписал закон о кредитных историях. Теперь все данные о заемщиках будут аккумулироваться в специальных бюро. Это поможет четко разграничить добросовестных и недобросовестных компаний, при этом предполагается, что первым станет гораздо легче взять кредит.

За рубежом кредитные бюро существуют с начала XX века. В 2005 году такие организации начнут появляться и в России.

загрузка...

 

 

Причина тому – закон «О бюро кредитных историй» № 218-ФЗ, который был принят 30 декабря 2004 года. Отметим, что в этом документе прописаны понятие и состав кредитных историй, основания и порядок их формирования, а также условия хранения и использования информации.

Механизм действия

Кредитные истории компаний будут формироваться и храниться в специализированных организациях - бюро кредитных историй. Банки будут обязаны предоставлять информацию о заемщиках хотя бы в одно из таких действующих учреждений, включенных в государственный реестр. Однако прежде чем передать данные о заемщике в бюро, банку придется получить его согласие. При этом необходимо будет согласие самого заемщика, которое должно быть документально зафиксировано.

Досье должно содержать, во-первых, наименование компании, ее адрес, ИНН и т. п. Во-вторых, саму кредитную историю, то есть сумму текущих обязательств, перечень взятых и уже возвращенных кредитов, а также информацию о дефолтах.

По замыслу законодателей, такие бюро позволят заимодавцу ознакомиться с историей уплаты долговых обязательств своего потенциального заемщика. Кредиторы смогут получить эти данные за установленную плату и с согласия заемщика. Сама же компания вправе один раз в год бесплатно получить сведения о своей кредитной истории. Если же она пожелает это делать чаще, то ей придется заплатить за каждое дополнительное обращение, как и любому другому пользователю.

Нужно отметить, что компания имеет право полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в ее кредитной истории. Сделать она это может, подав в бюро кредитных историй заявление о внесении изменений и (или) дополнений в свое досье. Также, компания вправе обжаловать в судебном порядке отказ в удовлетворении своего заявления.

Гарантия добросовестности

30 декабря 2004 года был подписан еще один закон – № 219-ФЗ. Он внес изменения в Гражданский кодекс, закон «О банках и банковской деятельности», а также в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, в КоАП добавили пять новых статей – 5.53, 5.54, 5.55, 14.28 и 14.29. Здесь установлена ответственность за нарушение закона «О бюро кредитных историй». Например, за предоставление неполного или недостоверного кредитного отчета, кредитному бюро грозит штраф от 200 до 500 тысяч рублей, а его должностным лицам – от 1000 до 2500 рублей. Отказ в исправлении недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории, обойдется специализированным организациям в 300–500 тысяч рублей.

Добавим, что оба закона (№ 218-ФЗ и № 219-ФЗ) вступят в силу с 1 июня 2005 года.

«Кредитные бюро позволят снизить себестоимость кредита»

Когда начнут действовать кредитные бюро, какую плату они будут брать за предоставление своих услуг? На эти и другие вопросы «Консультанту» ответил Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй Ассоциации Российских Банков (АРБ).

- Александр Юрьевич, считаете ли Вы кредитные бюро действенным механизмом?

- Доступность кредитования имеет большое значение для экономического развития страны. Неспособность же банков и иных кредиторов получить или проверить информацию о своих потенциальных заемщиках часто приводит к неэффективному размещению кредитов, высокому уровню дефолтов (невозврата кредитов), повышению процентных ставок, снижению объемов кредитования, мошенничествам. В мировой практике эти проблемы решаются с помощью специальных организаций, собирающих и распространяющих среди кредиторов необходимую информацию о заемщиках - бюро кредитных историй. Их главная цель – упрощение процедуры взаимодействия кредиторов и заемщиков, а также снижение рисков кредитной деятельности. Кредитные бюро – хотя и не единственный, однако весьма эффективный механизм снижения кредитных рисков.

- Не думаете ли Вы, что их создание выгодно лишь для тех банков, которые не имеют своей обширной базы заемщиков, а банкам, обладающим большим объемом подобной информации, невыгодно ей делиться с конкурентами?

- Зарубежная (а сегодня уже и российская) практика показывает, что на любом развивающемся рынке существуют отдельные банки, которые в связи с опасениями потерять свои лидирующие рыночные позиции весьма настороженно относятся к межбанковскому обмену информацией о своих заемщиках. На мой взгляд, такие опасения являются следствием недопонимания механизмов функционирования кредитных бюро. Дело в том, что использование любым, даже самым крупным банком только своей базы данных неизбежно оказывается экономически менее эффективным, чем использование услуг организации, специально созданной для накапливания и предоставления соответствующей информации. Банк, активно работающий на кредитном рынке, заинтересован в расширении объемов кредитования, в снижении процента невозврата, в сокращении рисковой надбавки к процентной ставке. Его также заботит сокращение сроков и себестоимости рассмотрения кредита. Кредитное бюро можно рассматривать и как средство конкурентной борьбы. Однако суть в том, что использование этого средства ведет к усилению конкурентных позиций банка, который научился грамотно использовать полученную информацию. В то же время даже самый крупный банк, который рассчитывает только на собственные силы, рано или поздно начнет терять свои лидирующие позиции.

- На Ваш взгляд, когда уже могут быть сформированы в полной мере работающие кредитные бюро?

- Первичный обмен информацией между банками и бюро кредитных историй начнется с 1 сентября 2005 года. Однако следует учитывать, что в соответствии с законом “О кредитных историях” банки вправе представить информацию в бюро только при наличии на это документально зафиксированного согласия заемщика. Поэтому информация о заемщиках, которой сегодня располагают банки, в своем подавляющем большинстве не может быть передана в кредитное бюро. В связи с этим накопление информации начнется “с чистого листа”. Для того чтобы необходимые объемы сведений были накоплены, потребуется 1,5 - 2 года. Необходимым и достаточным считается объем информации, обеспечивающей не менее 70 процентов результативных обращений в кредитное бюро. Таким образом, их полноценное функционирование начнется не ранее 2006 - 2007 года.

- Получение информации о кредитных историях - услуга платная. Обладаете ли Вы информацией о том, какая это будет сумма?

- Смысл существования кредитного бюро состоит, в первую очередь, в обеспечении рынка необходимой информацией, а не в извлечении прибыли. Поэтому услуги бюро кредитных историй не должны быть высокими для банков. Можно предположить, что цена одного кредитного отчета (в зависимости от его вида) будет на уровне 1,5 – 2 долл. США.

- В законе не указано, сколько должно быть кредитных бюро. С Вашей точки зрения, каково их оптимальное количество?

- Закон исходит из множественности кредитных бюро и необходимости сохранения конкуренции на рынке предоставления информационных услуг. Исходя из зарубежного опыта, оптимальным является положение, при котором информационные потребности банковского рынка страны обеспечивают 2-3 кредитных бюро. С моей точки зрения, при слишком большом количестве кредитных бюро станет невозможно сформировать единое информационное пространство рынка кредитных историй. Появится множество организаций, которые, не имея необходимых финансовых ресурсов, не смогут обеспечить надлежащий уровень защиты информации. В результате возникнет угроза массовых неконтролируемых утечек информации, имеющей стратегическое экономическое значение, вплоть до того, что данные о заемщиках могут появиться в переходах метро. Вследствие этого нарушенными окажутся законные права и банков, и их заемщиков. Противодействовать этому может только государство в лице органа, на которого будет возложена функция регулирования и надзора за деятельностью кредитных бюро. Такой орган до настоящего времени не определен, но, скорее всего, это будет Федеральная служба по финансовым рынкам.

- А на данный момент, какое количество кредитных бюро планируется создать?

- Одним из самых значительных проектов по созданию в России кредитного бюро является создаваемое по инициативе банковского сообщества Национальное бюро кредитных историй.

Кроме этого, на данный момент действует несколько региональных кредитных бюро (Санкт- Петербург, Саратов, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск, Урал, Приморский край), созданных местными банковскими союзами и ассоциациями.

Помимо прочего о создании в России собственного кредитного бюро, в котором каждый из партнеров будет иметь по 50 процентов, объявили компании Интерфакс и Experian.

- Создание кредитных бюро снижает кредитные риски банков. Можно ли ожидать вместе с этим снижения процентных ставок?

- Я думаю, о снижении в перспективе процентных ставок говорить можно. Дело в том, что, взаимодействуя к кредитным бюро, банк расширяет объемы кредитования; снижает процент невозврата; сокращает сроки рассмотрения кредита, а также снижает себестоимость выдачи кредита. Все это неизбежно должно привести к сокращению рисковой надбавки к процентной ставке.

- Александр Юрьевич, кредитная история формируется только с согласия заемщика. Может ли компания-заемщик отказаться от этого и как это может отразиться на ее деятельности?

- Компания-заемщик при получении кредита вправе не согласиться на представление информации о себе в бюро кредитных историй. Если эта компания имеет давние связи с банком и хорошо ему известно, то такой отказ не будет иметь никаких последствий. Однако если компания неизвестна банку и обращается за получением кредита впервые, то такой отказ, скорее всего, заставит банк задуматься о целесообразности предоставления этой компании кредита. Иными словами, банк вправе обусловить выдачу кредита предоставлением соответствующей информации в кредитное бюро.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Досье на каждого заемщика":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Rav 4, Suzuki Grand Vitara: От каждого – по способностям

В тесте участвуют автомобили: Toyota Rav 4, Suzuki Grand Vitara Посмотреть другие фото (8) «Паркетники» нынче в моде. Согласитесь, относительно небольшие габариты, универсальный салон, полный привод и, наконец, приличный дорожный просвет делают такие машины едва ли не самыми подходящими для наших широт и образа жизни. «Тойота-RАV4» двух поколений всегда была в лидерах этого класса. «Сузуки-Гранд Витара» особенно ценили те, кто изредка все же съезжал с асфальта.

» Японские автомобили - 8208 - читать


Ford снабдит каждого пассажира личным креслом

Фордовцы в Европе постепенно избавляются от своего имиджа производителей дешевых и не слишком передовых автомобилей: не самые надежные Ford Escort и Taurus двавно были заменены на стильные и современные Focus и Mondeo. Единственной проблемной областью оставались минивэны, где марка не могла представить адекватного ответа конкурентам. Решение пришло в виде Ford C-MAX и концепт-кара Ford Sports Activity Vehicle, или попросту SAV.

» Немецкие автомобили - 1673 - читать


Каждый автомобиль требует своей музыки

• Saab 9-2Х воспринимается под альтернативную группу Franz FerdinandПсихологам давно известно, что музыка оказывает большое влияние на психику человека. Есть даже мнение, что если беременные женщины будут слушать спокойную классическую музыку, то у них родиться малыш со здоровой психикой. А вот прослушивание тяжелого рока может привести к каким-нибудь нарушениям.

» Немецкие автомобили - 2154 - читать


BMW 3 Series, Lexus IS: Каждый пошел своею дорогой

В тесте участвуют автомобили: BMW 3 Series, Lexus IS Посмотреть другие фото (4) Дорогие, престижные, чуточку даже надменные, как и положено самым сливкам среднего класса, оба они выглядят подчеркнуто подтянуто-спортивно и даже внешне похожи друг на друга. Однако понятие «удовольствие от вождения» каждый из них трактует по-своему.

» Немецкие автомобили - 2186 - читать


Hyundai Tucson, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail: От каждого по способностям

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Tucson, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail Посмотреть другие фото (11) «Мицубиси-Аутлендер-2,4», «Хендэ-Туссан-V6-2,7» и «Ниссан-Икс-Трейл-2,5» входят в десятку лидеров продаж вседорожников. Однако успех у покупателей, пожалуй, единственное, что объединяет эти «паркетники».

» Немецкие автомобили - 6407 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Досье на каждого заемщика

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru