Из года в год лето на столичном кадровом рынке — мертвый сезон. Активность повышается к началу осени и потом уже в середине весны. В первом случае сменой работы озабочен в основном линейный персонал и специалисты с окладом до $1500. А весной наиболее активны топ-менеджеры. Эксперты кадрового рынка уверены, что многие соискатели недооценивают преимущества летнего трудоустройства.
Михаил Малыхин
В начале прошлого лета Игорь Пахомов решил покинуть должность заместителя директора департамента по развитию бизнеса в крупной IT-компании, поскольку, по его словам, работодатель не выполнял обязательств по выплате зарплаты, премиальных и согласованному соцпакету. Он не стал брать летний отпуск, а 22 мая обратился в кадровое агентство 3R Recruitment Company. И уже 12 июня приступил к работе в компании “Прайм Груп” в должности менеджера по работе с корпоративными клиентами. “В сентябре, когда конкуренция на рынке очень высока, я бы не решился на такой поступок. Равно как и в декабре, когда предстоят длительные праздники и не принимается решений по кадровым вопросам”, — говорит Пахомов. На его взгляд, лето — идеальное время для поиска работы: “Уже идет полным ходом исполнение заключенных договоров, тем не менее персонал уходит в отпуск и проектные команды ослабляются, есть возможность проявить себя в работе и сориентироваться в новой обстановке к началу основного рабочего сезона — осени”.
Отраслевая зависимость
По заказу “Ведомостей” компании HeadHunter, Exclusive Personnel и “Анкор” провели мониторинг активности работодателей и соискателей на кадровом рынке Москвы в 2006 г. Согласно полученным данным наблюдалось две волны активности трудоустройства. Первая приходится на начало осени, вторая — на середину весны. По данным “Анкора”, после летнего спада (7-8% от годового количества резюме) рост поступлений начинается в августе и достигает пика (12%) в октябре. После зимнего спада (5%) следующий пик активности приходится на март (9%). “Сезонная динамика рынка повторяется ежегодно”, — отмечает Александр Казаков, замгендиректора компании Exclusive Personnel. По данным исследования его компании, самый низкий уровень фонда интернет-резюме в столице наблюдался в декабре, самый высокий — в августе. В то же время меньше всего вакансий в январе, а больше всего — в марте и августе.
В ритейле подобная тенденция вполне объяснима. “Накануне лета часть линейного персонала (уровня кассиров-продавцов) обычно увольняется, предпочитая три месяца отдыхать где-то за городом, — рассказывает Сергей Маляр, директор по персоналу в Москве и Московской области сети магазинов "Пятерочка" (Х5 Retail Group). — Но подобные кадровые потери на бизнесе никак не отражаются, поскольку летом продажи в ритейле падают примерно на 20%”. С наступлением осени, по его словам, приток новых работников в компанию увеличивается в среднем на 30%. “К подобным явлениям наши кадровые службы привыкли”, — говорит Маляр.
Однако в других отраслях сезонный спад приема на работу не объясняется спецификой бизнеса. К примеру, в финансово-банковской сфере с уменьшением числа сделок и контрактов потребность в персонале не уменьшается. “Набор персонала в нашей сфере осуществляется в соответствии с темпами роста бизнеса, состояния экономики в целом и банковского сектора в частности”, — отмечает Владислав Войцехович, заместитель председателя правления “ICICI Банк Евразия”. По его наблюдениям, хотя летний спад на кадровом рынке ощутим и в банковской сфере, фактор сезонности более характерен для тех категорий высококвалифицированных сотрудников, оплата труда которых напрямую зависит от результатов их деятельности. С ним согласна Галина Мельникова, член правления финансовой корпорации “Уралсиб”. “В интеллектуальной сфере потребность в специалистах никак не зависит от сезона”, — считает она.
“Пики активности набора персонала в IT-бизнесе связаны со стартом новых проектов, — говорит Екатерина Прохорова, директор по персоналу компании IBS. — Наша компания растет, и мы ежемесячно нанимаем не менее 50 человек. Летнее же снижение динамики набора зависит не от наших потребностей”. “Ежегодно мы принимаем на работу порядка 500 новых специалистов”, — рассказывает Марина Козырицкая, директор по персоналу IT-компании “Крок”. По ее словам, поиск новых сотрудников продолжается и летом, однако кандидатов в этот период ощутимо меньше, чем осенью, зимой и весной. “Люди, задумавшие сменить работу, традиционно ждут начала осени, потому что рассчитывают на большее количество вакансий”, — качает головой Прохорова.
Лень и предрассудки
“В подобных рассуждениях кандидатов есть рациональное зерно: в августе вакансий всегда больше, чем в апреле или мае, — рассуждает Казаков. — Но это происходит еще и потому, что, вопреки распространенному мнению, летом поиск работников не прекращается, а, наоборот, растет”. По данным исследования Exclusive Personnel, именно летом дисбаланс между объемом резюме и вакансий максимален (см. таблицу). “Поскольку дефицит специалистов велик практически во всех отраслях бизнеса, погоду во всех сегментах кадрового рынка определяют работники, а не работодатели, — вздыхает Казаков. — А для них летний период — мертвый сезон”.
По мнению Ксении Яковлевой, консультанта кадрового консалтинга компании “Евроменеджмент”, главная причина отказа искать новую работу именно летом — климатическая: “Сотрудник, собирающийся сменить место работы, предпочитает отгулять летний отпуск, а к осени начать поиск новой работы”. Другой причиной летнего затишья на кадровом рынке, по ее мнению, является стойкое убеждение, что летом решения о приеме на работу не принимаются, поскольку “все начальство в отпуске”. Маляр, Войцехович, Мельникова, Прохорова и Козырицкая в один голос утверждают, что последняя причина — предрассудок.
“Конечно, должность с окладом выше $1500-2000 летом найти сложно, потому что для серьезных кадровых решений может потребоваться виза топ-менеджера, находящегося в отпуске, — замечает Анна Рыжкова, генеральный директор 3R Recruitment Company. — Но кадровые службы летом работать не прекращают”. Вместе Яковлевой она рекомендует именно летом искать работу рядовому персоналу: “Это время, когда конкуренция на кадровом рынке минимальна. Поэтому я бы рекомендовала летом использовать данное преимущество при поиске работы в FMCG, IT, финансовой, банковской и юридической сферах, а также в области телекоммуникаций”. Использовать отсутствие конкуренции на рынке советует и Татьяна Баскина, руководитель направления “Подбор специалистов и менеджеров” кадрового холдинга “Анкор”, замечая при этом, что “у каждой профессии может быть особенная сезонность”. Например, главные бухгалтеры, по ее наблюдениям, обычно не меняют работу в период закрытия кварталов и года, не желая подвести нынешнего работодателя и вызвать настороженное отношение нового.
Особое мнение
“В летний период не стоит искать работу топ-менеджерам и специалистам с высокими окладами” — в этой мысли сходятся Казаков, Баскина, Яковлева и Рыжкова. По их мнению, для принятия подобного решения, как правило, нужен полный состав руководства компании, а в период летних отпусков хотя бы одного да будет не хватать. Тем не менее, как показывает исследование компании HeadHunter, спрос и предложение в категории ключевых специалистов и менеджеров высшего звена на московском рынке довольно стабильны и мало зависят от сезона. Однако, по данным исследования, активность работодателей и соискателей высоких должностей постепенно возрастает к концу года. “По нашим данным, пик поступления резюме высокооплачиваемых менеджеров приходится на ноябрь (12,23%) — конец календарного и середину финансового года”, — анализирует Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR компании HeadHunter. По ее словам, это связано с деловой активностью компаний и периодом принятия решений о назначении менеджеров: “Если по рядовому персоналу порой решение о приеме на работу принимается за день, то для назначения топов могут понадобиться месяцы”. “Судя по нашей практике, порядка 50% менеджеров, рассматривающих предложения о работе в конце осени и зимой, откладывают переход на конец финансового года (весну), чтобы получить честно заработанные на прежнем месте бонусы”, — замечает Игорь Шехтерман, управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert. Именно с закрытием финансового года и началом нового связывают всплеск активности и эксперты “Анкора”. “Весной на кадровом рынке вполне закономерно активизируются высокооплачиваемые специалисты”, — считает Баскина. По мнению Шехтермана, работодателям выгодно вводить нового менеджера с нового финансового года. На его взгляд, лето — единственное время, мало подходящее для принятия решения по трудоустройству топов, но не для поиска работы: решение по кандидатуре, представленной летом, может быть достигнуто осенью.
Статья получена: Клерк.Ру