Московская сеть книжных магазинов «Букбери» нашла легкий путь за пределы столичного рынка: в регионах «Букбери» будет открываться вместе с торговыми центрами «Мега» шведской IKEA. Первые региональные магазины книжной сети уже открылись в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Конкуренты «Букбери» отмечают, что региональный рынок растет в три раза быстрее, чем московский, однако одной договоренности с «Мегой» для полноценного развития в регионах не хватит.
Участники рынка отмечают, что региональные рынки книжной продукции растут гораздо быстрее, чем столичные. |
Первые два региональных проекта «Букбери» были открыты совместно с «Мегой» в Екатеринбурге 7 октября и в Нижнем Новгороде 19 октября.
«У нас с „Мегой“ давнишняя партнерская программа: мы были одними из первых, кто открылся в „Меге Теплый стан“». Сейчас мы открываемся во всех региональных «Мегах» кроме Казани»,- рассказывает генеральный директор «Букбери» Светлана Фриденберг. В Петербург «Букбери» также планирует выходить с «Мегой», открыв магазины в «Меге Дыбенко» и «Меге Парнас». По словам Фриденберг, самостоятельно пока «Букбери» в регионы выходить не будет. «Пока для нас формат „Меги“ понятен и оптимален»,- говорит Фриденберг.
До конца этого года сеть планирует открыть магазин в подмосковном Подольске, в планах на следующий год- открытие 20- 30 точек в Москве. Инвестиции в открытие одного «Букбери» составляют в $250 тыс. «У „Букбери“ два формата: магазины площадью 800-12-00 кв. м и 300—450 кв. м. Последний формат адаптирован для регионов и позволяет магазину выставлять максимальный ассортимент без увеличения логистических и других затрат»,- утверждает Фриденберг. Сейчас „Букбери“ насчитывает 12 магазинов, одним из совладельцев сети считается финансист Александр Мамут.
Участники рынка отмечают, что региональные рынки книжной продукции растут гораздо быстрее, чем столичные: в Москве книжная розница увеличивается на 10% в год, в Петербурге — на 15%, а в регионах рост составляет около 30%. Генеральный директор Московского дома книги (управляет одноименной сетью магазинов в Москве и регионах) Надежда Михайлова говорит, что региональный рынок еще совсем не насыщен.
«Темпы роста московского рынка уже не могут быть такими, какие они сейчас в регионах: сегодня в Москве можно лишь услугами перераспределять потоки покупателей»,- добавляет она. Генеральный директор книжной сети «Буквоед» Денис Котов сообщает, что в стране сейчас мало сетей, которые серьезно готовы двигаться в регионы. «Арендные ставки в России уже достигли европейского уровня, а стоимость книги в три-пять раз дешевле, чем в Европе. Эта диспропорция существенно снижает скорость развития рынка»,- заявляет Котов. Он также считает, что по темпам развития «Букбери» не видно, что сеть претендует на статус федеральной. «Да, у них сложились отношения с «Мегой», но пока на серьезную стратегию развития сети это не тянет»,- утверждает Котов. Управляющий директор сети «Буква» (входит в холдинг АСТ) Лев Ганкин, напротив, полагает, что с такими девелоперами, как IKEA, разумно выходить в регионы. «Основной вопрос сейчас для „Букбери“ — логистика, который может создать сложности»,- отмечает Ганкин. Он добавляет, что московский рынок близок к насыщению и низкорентабелен, чем региональный. С ним соглашается Денис Котов: „С учетом арендных ставок по сравнению с Москвой в регионах книжный бизнес более выгоден с точки зрения срока возврата инвестиций“».