Качество при этом не страдает, уверяет Семенов. "Главное - результат, - рассуждает он. - Пока есть результат, никого не интересует, когда и как ты его добиваешься".
Для питерской компании Metalink, занимающейся программированием и веб-дизайном, в этом режиме работы нет ничего удивительного - таким образом трудятся еще 14 ее сотрудников. Metalink - одна из первых российских компаний, пытающихся применить принципы телекомьютинга, системы организации труда, при которой от работников не требуют физического присутствия в офисе.
Надомная работа в нашей стране распространена широко, но главным образом среди внештатников, а также не самых квалифицированных сотрудников - операторов на телефоне, агентов и др. И она редко связана с использованием современных средств коммуникации, что является необходимым условием телекомьютинга.
В Metalink все сотрудники штатные. Более того, фирма отказалась от системы полностью сдельной оплаты труда по проектам, из-за которой сотрудники "отрывались от компании". Зато надомная работа штатных сотрудников, считают в компании, при правильном управлении более эффективна, способствует лояльности сотрудников, а также помогает сократить издержки.
За качество жизни. ..
Распространение телекомьютинга в стране зависит от двух факторов - уровня развития информационной экономики и инфраструктуры IT, объясняет Джек Ниллес, автор ряда книг о телекомьютинге, а также самого термина telecommuting, который он придумал еще в начале 70-х. Один из важных побочных эффектов глобального развития IT-индустрии - то, что теперь во многих случаях нет необходимости физически держать служащего на некоем постоянном рабочем месте, ведь саму работу можно посылать по почте. Телекомьютеры - это прежде всего информационные работники, продолжает Ниллес. В США, где больше всего распространена эта практика, в настоящее время каждые три из пяти работников относятся к информационной сфере и каждый пятый - телекомьютер.
Джек Ниллес, сам основавший виртуальную консалтинговую компанию JALA, различает термины "телекомьютинг" и "телеработа". Телекомьютинг - это форма телеработы, более широкого понятия. Телеработники могут выполнять работу, находясь в тысячах километров от работодателя и никогда его не видя. Рынок телеработы глобален и в основном англоязычен. Телекомьютинг - более локальное явление. Предполагается, что телекомьютер находится на досягаемом расстоянии от работодателя и, в принципе, может ездить каждый день в офис, если в этом есть необходимость.
Телекомьютинг - безусловное удобство для сотрудников. Не нужно хотя бы тратить время и силы на поездки в офис. "Я живу в центре. Как-то меня приглашали на работу в одну компанию на станции "Площадь Александра Невского". Это 15 минут в одну сторону на метро и еще 20 минут от станции. Получается, час теряется просто бессмысленно. Кроме того, когда день ненормирован, можно свободнее организовать свое время", - делится Николай Семенов из Metalink.
"Сейчас на первое место для работников выходит качество жизни. При дистанционной работе люди иногда работают даже меньше по времени, но более сконцентрированно и производительно. И они могут организовать свой труд так, как им удобно", - говорит Марина Либо, руководитель исследования дистанционной работы в России, проведенного недавно совместно Стокгольмской школой экономики и СПбГУ.
Неудивительно, что в условиях, когда у компаний нет ресурсов для повышения зарплат или бонусов, западные консультанты рекомендуют телекомьютинг и гибкий график как незатратный и при этом эффективный инструмент мотивации. Исследовательская компания The Winston Group, опросив в прошлом году 1000 американцев, выяснила, что 36% из них, выбирая между более высокой зарплатой и работой с возможностью телекомьютинга, предпочитают последнее.
. .. и снижение затрат.
В России рост внимания к телекомьютингу связан с падением тарифов на телекоммуникационные услуги. Многие провайдеры, со своей стороны, в поисках новой клиентской базы в последнее время стали формировать специальные тарифные планы и пакеты услуг для таких организаций, включающие не только подключение к Интернету, но и организацию VPN (виртуальных частных сетей) , а также другие сервисы, говорит Евгений Соломатин, директор по развитию "Коминфо Консалтинга".
Снижение затрат, с точки зрения компаний, главный аргумент для внедрения телекомьютинга. Metalink задумалась о телекомьютинге в начале этого года, когда бизнес компании стал расширяться и офиса площадью 30 кв. м с несколькими компьютерами уже не хватало, рассказывает Алексей Гаврилов, руководитель службы работы с клиентами компании. Однако руководство рассудило так: раз фактически все, что необходимо сотрудникам для полноценной работы, - это компьютер и телефон, имеющиеся у каждого, то зачем арендовать большой офис и покупать дополнительные компьютеры?
IT-компании (главным образом небольшие и вынужденные считать средства) первыми оценили достоинства телекомьютинга, поскольку ближе всех находятся к необходимым средствам коммуникации и управления. "Мы работаем с карманными компьютерами, Интернетом и системами делопроизводства. Складывая все это, мы получаем рабочее место, позволяющее работать в любой точке. При этом затраты на офис исчезают сами собой", - говорит Сергей Трушкин, основатель фирмы IdLab-M, специализирующейся на программных продуктах для электронного документооборота. IdLab-M, существующая семь лет, на телекомьютинг перешла четыре года назад. В фирме 20 штатных сотрудников в Москве и Минске. Офисы, впрочем, имеются, но нужны они в основном для встреч и, по словам Трушкина, 30 - 40% времени пустуют.
Корпоративные комплексы.
Однако больше всего потенциальных телекомьютеров - среди компаний, специализирующихся на редакционно-издательской деятельности, дизайне, рекламе, переводах, информационно-справочном бизнесе. Опрос, проведенный этой весной "Коминфо Консалтингом", показал, что 7 - 10% компаний в этом сегменте готовы внедрить у себя такую формы работы.
Но решаются пока немногие. Главная проблема - руководители психологически не готовы к тому, чтобы штатные сотрудники работали не в офисе. Обычно проблема в текучести кадров (компании не доверяют сотрудникам и поэтому не готовы, например, оплачивать связь, опасаясь злоупотреблений) , консерватизме и боязни потерять контроль над сотрудником, говорит Соломатин. Марина Либо задала вопрос руководителям 100 традиционных компаний, почему сотрудники, которые могли бы работать дома, обязательно должны ездить в офис. Большинство заявили, что для управления им необходимо личное общение.
Джек Ниллес считает также, что многие компании страдают комплексом офиса (edifice complex - игра слов: oedipus complex (эдипов комплекс) и office). Суть сформулированного Ниллесом комплекса в том, что многие организации любят демонстрировать собственную значительность с помощью большого здания со своим именем на фасаде. "Это как тема "Размер имеет значение" в электронной рассылке, рекламирующей порно", - добавляет Ниллес. Но чтобы иметь такое здание, организация должна заполнить его работниками. Если многие сотрудники компании работают у себя дома, ее edifice complex подвергается опасности. "Тем не менее, когда организации начинают подсчитывать стоимость содержания такого здания и сравнивать ее с расходами на телекомьютинг, комплекс офиса начинает выглядеть в их глазах как гигантский пережиток прошлого, который уже не нужен в современном бизнесе", - говорит он.
Правда, виноваты в этом вроде бы не только сами организации, но и среда. "Если вы работаете с крупными компаниями, продается не только работа, но и куча всего остального. Наш имидж, образ команды, которая может вместе решать какие-то задачи", - говорит Иван Дьяченко, гендиректор интернет-агентства "Группа 62", занимающегося дизайном. Это одна из причин, по которым его компания, которая до недавнего времени была виртуальной, перешла на вполне традиционную офисную систему.
Что они там делают?
Судя по мировому опыту, многие страхи менеджеров перед телекомьютингом безосновательны. По данным исследования Американской ассоциации домашнего бизнеса (ААНВВ) , производительность труда при переходе на надомную работу, вырастая вначале на 15% , в течение года колеблется, но к концу года оказывается на прежнем уровне или выше - до 5%.
Но, безусловно, компаниям, внедряющим телекомьютинг, обычно приходится пересматривать привычные методы управления.
Месяца через три после того, как сотрудники Metalink "ушли из офиса", выяснилось, что прежние фиксированные оклады их уже не мотивируют. Не прижилась и полностью сдельная оплата труда. "Люди отрываются от компании и становятся по духу фрилансерами. Мы пару людей потеряли таким образом", - объясняет Алексей Гаврилов. Сейчас компания практикует комбинированную систему: заработок состоит из фиксированной части и переменной (в среднем она составляет примерно половину от фиксированной части) , которая "определяется субъективно начальником отдела".
IdLab-M применяет "мотивацию давлением": каждый день у сотрудника есть список дел заведомо больший, чем он может выполнить. Кроме того, компания требует от своих сотрудников ежедневных отчетов о проделанной работе. А система оплаты максимально прозрачна - каждый в компании знает, кто, сколько и за что получает.
Чтобы не отвлекать сотрудников, IdLab-M выходит на связь с ними только в определенное время - два раза в день есть специальные окна по часу каждое. Metalink, напротив, постоянно поддерживает связь с сотрудниками по электронной почте, "аське" и Интернету. От каждого сотрудника требуется, чтобы он работал "каждый день и фул-тайм". Это обеспечивается постоянным отслеживанием хода работ. Каждые сутки в 0. 00 (отчетное время, по идее, должно учитывать интересы и сов, и жаворонков) сотрудник заходит на корпоративный сервер и вносит изменения в результаты своей работы, хранящиеся там.
Контроль производительности упрощается, когда результаты работы понятны и поддаются оценке. Поэтому большие проекты, в которых должны участвовать несколько человек, в Metalink до раздачи заданий разбиваются на несколько частей с понятными целями, чтобы сократить число согласований и обсуждений между участниками. Хотя общаться все равно приходится, и участники примерно раз в неделю могут встречаться в офисе.
Минус телекомьютинга - затруднен обмен информацией между сотрудниками. "Когда все сидят в одной комнате, можно просто спросить у соседа. Когда человек работает дома, он там один, брошенный со своими проблемами. А небольшие проблемы могут привести к серьезным провалам по срокам", - объясняет Гаврилов. Поэтому обязательное требование к каждому - если он не может решить какую-то проблему, он должен описать ее и разослать по автоматической рассылке всем коллегам. Как правило, у кого-то находится решение.
Статья получена: Клерк.Ру