Федор Сваровский
Ведомости
На работу в одну из крупнейших российских компаний поступил молодой специалист. Вскоре он понял, что в этой бюрократизированной организации карьеру делают крайне медленно. Тогда молодой сотрудник решил поискать менее формальные пути и обратился за советом к психологу. Тот подсказал эффективное решение. Один из топ-менеджеров и акционеров компании помимо основной работы занимался научной деятельностью.
Жаждущий карьеры специалист поступил в аспирантуру, а научным руководителем выбрал себе этого топ-менеджера. Благодаря этой уловке или нет, но вскоре предприимчивого новичка назначили руководителем отдела.
Древние методы.
Чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем больше он нуждается в союзниках и друзьях, говорит руководитель консультационного психологического центра "Команда" Григорий Крамской: "Руководитель как бы неосознанно хочет кого-то "приголубить", - поясняет он.
Остается лишь предложить начальнику себя. В основном успех здесь зависит от того, насколько вы сумеете подстроиться под психологический тип начальника, объясняет психолог. Часто даже, если человек не подходит для целей компании, но нравится руководителю, его будут терпеть.
Нужно сразу оговориться, что наиболее распространенный психологический метод - использование влечения между людьми разных полов - здесь описан не будет. Другой простой и древний метод приближения к начальству - это так называемая "эксплуатация неформального досуга". Вы любите Шекспира - и я люблю. Давайте почитаем вместе. Вы любите рыбалку - и я часто рыбачу и т. п. Это испытанный, старый метод сближения, позволяющий человеку выбиться в фавориты.
Еще один традиционный путь к сердцу начальника, по словам специалиста отдела корпоративного пиара компании "PRопаганда", психолога Ильи Стернина, - это восполнить его недостатки. Если он не слишком образован - стараться блистать эрудицией, если плохо говорит - красноречием и т. п. Однако этот метод более действен в отношении топ-менеджеров. Боссы уровня замов и начальников отделов могут бояться слишком ярких людей и при их появлении начать вставлять им палки в колеса. Вообще, специалисты предостерегают: фаворитизм, как это подтверждает история, - вещь недолговечная.
НЛП и житейская мудрость.
Возможно, один из наиболее популярных подходов к проблеме, стал повсеместно известен благодаря использованию его в технике нейролингвистического программирования (НЛП). Специалисты по НЛП делят всех людей на три психологических типа. Первый тип - визуалы. Они воспринимают мир и мыслят зрительными образами. Второй тип - кинестетики, их восприятие построено прежде всего на ощущениях. Третий тип - аудиалы, воспринимающие окружающих в основном через звуки.
Последователи НЛП считают, что если правильно определить тип человека и в словах и поступках подстраиваться под него, то обязательно удастся расположить его к себе. Неосознанно объект манипуляции узнает в манипуляторе себе подобного и начинает испытывать к нему симпатию.
Однако, по мнению многих психологов, принадлежащих к более традиционным школам, деление людей на подобные типы и идея подражания не находят систематического научного подтверждения.
По мнению Григория Крамского, выстраивание отношений и поведения с людьми на основе подобных систем весьма рискованно. "Слишком систематизированный подход к человеческим отношениям может стать заметным и оттолкнуть человека", - говорит Крамской.
Другой метод менее сложен и основан скорее на житейских наблюдениях. Это просто умение угождать начальнику. "Бывают наборы беспроигрышных советов в стиле Дейла Карнеги", - говорит психолог Илья Стернин. Суть подхода в том, чтобы внимательно подмечать страхи, симпатии, антипатии, приоритеты начальника. Например, босс любит, когда ему вовремя приносят документы, при этом другие сотрудники все время опаздывают - значит, нужно приносить документы раньше всех. Если известно, что руководитель боится, что его подсидит подчиненный, - поддержать его, внушить чувство уверенности и спокойствия, показать, что есть у него и верные "слуги".
Еще один подход - ролевой. Всякий человек осознает свое поведение в коллективе в рамках какой-то заданной роли. Например, один человек все время выступает в роли новатора, другой - в роли скептика, третий постоянно оказывается ведомым, четвертый - ренегатом. Порой, чтобы понравиться начальству, важно сменить свою роль на более перспективную. Если из группы, скажем, недавно ушел новатор или его вообще не было, то можно попытаться занять его место.
Также можно подстроиться под представления руководителя о роли идеального сотрудника. Руководитель одного из отделов крупной медиа- компании пришла на прием к вице-президенту и откровенно рассказала ему о несовершенствах работы компании и о том, как это можно изменить. Она это сделала в тот момент, когда руководство как раз хотело поменять управленческую структуру, внести в менеджмент нечто новое. В результате инициативную сотрудницу повысили - она была назначена заместителем гендиректора.
Не только психология.
Далеко не всегда отношения с боссом зависят лишь от того, как вы сумеете подстроиться под его психотип или сумеете ему угодить. Нужно еще учитывать корпоративную культуру компании, в которой вы работаете.
Например, в компаниях предпринимательского типа (этот тип, в частности, распространен в области торговли) важны индивидуальные предпринимательские успехи, личные деловые качества. В компаниях бюрократического типа, свойственного крупным организациям, где все процедуры описаны и формализованы, важно умение выполнять предписания и планы, рассказывает директор Национального центра человеческих ресурсов, кандидат психологических наук Татьяна Комиссарова. Еще один тип - партисипаторный, или демократический (к нему чаще всего относятся компании, занимающиеся клиентским бизнесом - например, консалтингом). Здесь важен высокий индивидуальный профессионализм сотрудников, самостоятельность.
Корпоративная культура компании, как правило, соответствует культурным представлениям и требованиям ее руководителя. Понравиться начальнику можно только в том случае, если поведение подчиненного им соответствует. Человек, воспитанный на партисипаторной культуре, практически не в состоянии работать в патриархальной компании. А человек культуры бюрократической не может обычно принять предпринимательский стиль работы. Чем выше по служебной лестнице, тем большее значение имеет такое соответствие. Партисипаторный менеджер, может быть, и сумеет подружиться с патриархальным начальником вне офиса, но работать вместе они вряд ли смогут.
Статья получена: Клерк.Ру