Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Миссия выполнима

 

Миссия выполнима

 

 

Корпоративный буклет каждой компании начинается с миссии организации. Однако часто то, что декларируется на бумаге, не имеет ничего общего с реальными целями и устремлениями компании.

Марина МЕЛИЯ, профессор психологии, генеральный директор консультативной компании "ММ-Класс"

Журнал «Кадровое дело» №7, 2004

В правильном направлении

Прямое определение понятия "миссия" - предназначение человека, организации. Как часто в повседневной жизни мы задумываемся о том, для чего мы живем, в чем смысл нашего существования, куда двигаться дальше?.. А ведь для организации бесцельное существование так же разрушительно, как и для человека.

загрузка...

 

 

И миссия как раз и выражает основной смысл, предназначение и принципы жизни организации. Если она проработана, понятно, куда ты идешь, что нужно брать с собой в дорогу, а что лишнее.

Меня часто спрашивают, когда руководитель организации должен задуматься о выработке миссии. В идеале предназначение компании нужно сформулировать еще до ее создания. Однако большая ошибка - "придумывать" миссию только потому, что так принято, или потому, что она есть у других. Руководитель должен почувствовать внутреннюю потребность в создании миссии - только тогда она будет работать, двигать компанию вперед. В противном случае миссия останется лишь красивой, но праздной декларацией в корпоративном буклете.

Для кого пишется миссия?

В первую очередь для себя, то есть для организации. Миссию нельзя привнести извне: миссия и стратегия каждой организации уникальны, как уникальна и сама организация - ее история, ценности, деловая культура, люди. Сегодня многие фирмы для разработки миссии и стратегии приглашают внешних консультантов. Однако самый неправильный и неэффективный путь - просить консультанта самого "придумать" миссию. Другой вариант, когда миссию разрабатывает руководитель компании, также непродуктивен: написание миссии - дело коллективное, в нем обязательно должны участвовать топ-менеджеры, собственники и ближайшее окружение. Задача внешних консультантов - не предлагать готовые схемы и "правильные" модели из учебников по менеджменту, а, отталкиваясь от ресурсов, потребностей, интересов компании, так организовать процесс выработки единого понимания по этим жизненно важным для нее вопросам, чтобы дать мощный импульс к дальнейшему развитию организации, ее движению вперед.

Бумажная работа

Когда я провожу семинар по разработке миссии и стратегии организации, очень быстро выясняется, что не только у руководителей, но буквально у всех сотрудников абсолютно разное представление о том, какой будет организация через год, через три, на какие стратегические рубежи они хотят выйти и что для этого нужно сделать. Это становится откровением для первого лица компании. И сотрудники тоже понимают, что по-разному мыслят, по-разному видят, по-разному относятся ко многим вещам и в этом причина большинства конфликтов и неувязок. А надо, чтобы как можно больше людей знали, к чему компания стремится: когда каждый понимает общую задачу, он соотносит свои интересы с общими, возрастает взаимодействие и объективно люди начинают лучше работать. Поэтому и нужно периодически "сверять часы", корректировать стратегические ориентиры.

Предприятие, которое имеет хорошо продуманную миссию, четко понимает, что надо делать, к чему стремиться, какие задачи являются первоочередными, какие - второстепенными, а за что и вовсе не имеет смысла браться. Так как существуют четко обозначенные цели, вся поступающая информация фильтруется по принципу "черное - белое", нужное - ненужное: все полезное принимается, запускается в работу, а все ненужное, лишнее автоматически отбрасывается. Это позволяет сконцентрировать всю свою энергию на достижении цели, благодаря чему эффективность жизнедеятельности компании возрастает в разы.

Очень часто миссия существует лишь в голове у руководителя. Мои клиенты - крупные собственники, управленцы высшего уровня -люди, безусловно, талантливые, способные, целеустремленные, но часто они не могут четко сформулировать миссию и донести ее до своих подчиненных. Поэтому очень важно, чтобы миссия была прописана на бумаге. Мой опыт показывает, что, если миссия и стратегия не сформулированы в письменном виде, люди не так четко понимают, чем занимается организация, к чему она стремится, каковы ее нормы, ценности, задачи и т. д.

Собрание миссионеров

Как правило, семинар по разработке стратегии и миссии компании длится от одного до трех дней. В обсуждении участвует группа топ-менеджеров от 8 до 15 человек: работа в большем составе будет малоэффективной, и "мозговая атака" просто захлебнется. Заранее оповестите участников обсуждения о дате, месте и времени мероприятия. При этом очень важно, чтобы руководитель отнесся к мероприятию серьезно: тогда и остальные менеджеры проникнутся его значимостью, будут активно участвовать.

В процессе обсуждения руководитель не должен давить на участников своим авторитетом - лучше занять "рядовую" позицию, сесть в общем кругу, предоставив место ведущего приглашенному консультанту. Кстати, такое нивелирование позволит первому лицу взглянуть на ситуацию со стороны, узнать много нового и о компании, и о сотрудниках.

Нельзя пытаться с помощью миссии повысить значимость компании, показывать ее лучше, чем она есть на самом деле. Цензура также запрещается: нельзя готовить несколько вариантов миссии - для клиентов, партнеров, рядовых сотрудников. Такие квази-миссии приносят только вред, не способствуют сплочению коллектива и дальнейшему развитию организации.

На семинаре мы обязательно обсуждаем три важнейших фактора, которые влияют на жизнедеятельность организации и без которых понимание и выработка миссии невозможны. Это желания компании ("хочу"), ее возможности, ресурсы ("могу") и объективные потребности внешней среды, рынка ("надо"). Эти "хочу", "могу" и "надо" всегда присутствуют и в нашей жизни, и в жизни организации, и на разных этапах меняются ролями: что-то становится основным, а что-то второстепенным.

На практике эти три фактора достаточно редко находятся в равновесии: не всегда легко увязать стремления, интересы руководителя и ресурсы организации с внешними потребностями рынка. Поэтому, когда мы работаем с компанией, мы смотрим, каковы ее конкурентные преимущества, финансовые возможности, что за люди работают в организации, за счет чего возможно добиться поставленных целей. Конечно, в первую очередь должны быть учтены желания и стремления руководителей и собственников компании, но очень важно, чтобы эти стремления разделяли и остальные сотрудники: если такого понимания нет, компания не будет работать эффективно, никогда не станет лидером в своей отрасли или сегменте рынка. Затем необходимо проанализировать ресурсы компании, выяснить, что поможет достичь поставленных целей, в чем ее "конек", конкурентные преимущества. После этого мы оцениваем потребности рынка на данный момент. На стыке этих трех составляющих-"хочу", "могу" и "надо"-и формируется миссия, продукт, который соответствует желаниям людей, их возможностям и потребностям рынка. Миссия, выработанная коллективно, с учетом мнений менеджеров компании, будет действительно рабочей и жизнеспособной. К тому же на выходе после совместного обсуждения вы получите сплоченную команду, которая сможет эту миссию эффективно реализовывать.

Очень важно, чтобы с миссией ознакомился каждый сотрудник компании. Как лучше ее донести до всех членов коллектива, подскажет консультант: в крупной компании это может быть ряд семинаров с активным участием менеджеров среднего и высшего звена, в небольшой - общее собрание. Мы рекомендуем нашим клиентам оформить и вывесить миссию в офисе - это подчеркнет ее значимость и будет свидетельствовать о развитой корпоративной культуре в компании.

Прежде всего необходимо назначить приказом по компании рабочую группу из состава руководящих работников компании. В состав рабочей группы обязательно должен входить координатор рабочей группы, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в компании, выполняет методические и организующие функции. Рабочая группа предварительно обсуждает на своих заседаниях все аспекты будущего документа, его содержание. Вначале это могут быть формальные ответы на поставленные в схеме вопросы. За основу проекта миссии можно принять следующую структуру:

1. Философия и этика ведения бизнеса.

2. Система ценностей.

3. Потребители продукции организации.

4. Предоставляемые продукты и услуги.

5. Области деятельности и рынки. География рынков.

6. Обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий.

7. Технологии.

8. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий.

9. Концепция управления.

10. Преимущества в сравнении с конкурентами.

11. Заботы фирмы об общественном лице и регионе, где ведется бизнес.

12. Обязательства перед работниками. Забота о них. Ценность работника для фирмы.

Требования, обычно предъявляемые к миссии, - краткость, лаконичность. Обычно консалтинговыми компаниями рекомендуется методами мозгового штурма доводить текст до "удобоваримого" состояния. В этом случае обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а кроме того, обеспечивается согласование точек зрения различных работников и выработка обобщенного взгляда на организацию. Наибольшие трудности при разработке миссии заключаются в различном видении работниками компании ее настоящего и будущего. В этом случае мозговой штурм превращается в излишнюю трату времени. Приведение текста к лаконичному виду можно поручить координатору рабочей группы. Он обеспечивает неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению. Так постепенно текст доводится до нужной формы.

Как часто надо переписывать миссию, вносить в нее какие-то исправления? Все зависит от того, каким бизнесом вы занимаетесь и какие задачи перед собой ставите. Например, со временем одни бизнесы устаревают, отмирают, на их место приходят новые. Вы занимались консалтингом, к этому еще добавился аудит. Надо что-то менять в миссии? Возможно. А если вы занимались оказанием почтовых услуг и продолжаете их оказывать, здесь, возможно, ничего не надо менять.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Миссия выполнима":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Ипотека для богатых и не очень: миссия выполнима

Сегодня ипотекой как таковой уже никого не удивишь. Одним из новых и необычных направлений для риэлторских компаний в этой области является открытие отделений, делающих акцент на ипотечных кредитах для элитной недвижимости и жилья бизнес-класса. 17 марта на Садовой-Каретной улице открылось новое специализированное ипотечное отделение корпорации "БЕСТ-Недвижимость".

» Ипотека - 1245 - читать


Закон № 214-ФЗ: миссия выполнима?

Итак, вопросы к нашим экспертам мы сформулировали следующим образом. Работает ли в регионах России закон № 214- ФЗ « Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации от 30 декабря 2004 года (с изменениями на 16 октября 2006 года)»?

» Строительство жилья - 1801 - читать


Миссия выполнима-2: мобильные процессоры AMD и ноутбуки на их основе

Ситуация на рынке настольных процессоров сейчас более или менее ясна даже для неподготовленного наблюдателя. Intel Pentium 4, несмотря на то что уже не имеет большого будущего, доминирует и еще как минимум год останется на сцене. Процессоры AMD Athlon 64 пока еще с трудом различаются потребителями внутри линейки (в чем, по-вашему, навскидку разница между свежеобъявленными версиями FX-55 и 4000+?

» Ноутбуки, КПК и телефоны - 2225 - читать


Миссия выполнима

Человечество уже достигло той степени зрелости, когда оно может позволить себе шагнуть за пределы своей колыбели и приступить к освоению иных планет Солнечной системы. Речь идет об огромном пространстве, которое будет приспособлено для человеческого поселения, а также о возможности распространения цивилизации за пределы Земли и о шансе на создание такой ее разновидности, которая будет менее уязвима перед природными или социальными бедствиями. Запасная среда обитания необход ...

» Научные исследования - 1451 - читать


Подарок к 8 марта: миссия выполнима!

"Пойди туда, не знаю, куда, да принеси то, не знаю, что", - примерно так многим представляется план действий по приобретению подарков. Куда податься и что такое выбрать, чтобы не уподобиться десятку других дарителей и чтобы не отделаться дежурным подарком в виде вазы или косметического набора к 8 марта? И каким знаком внимания покорить сердца любимых женщин твоего мужчины - его мамы и сестренки?

» Семейная жизнь - 1759 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Миссия выполнима

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru