Российское правительство намеревается серьезно и глубоко реформировать авиастроение. Еще в сентябре важнейшие авиастроительные предприятия страны должны слиться в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). До конца года планируется вывести ее на биржу.
Мегаслияние должно объединить такие фирмы, как "Иркут", конструкторские бюро "Сухой", "Туполев", "Ильюшин", Казанское авиационное производственное объединение и нижегородский авиастроительный завод "Сокол". Федеральная антимонопольная служба дала на прошлой неделе добро на слияние. "Мы уверены, что структурные реформы в данном секторе позволят России повысить конкурентоспособность своих предприятий на мировых рынках и обеспечить разработку новых самолетов", сказал Андрей Цыганов, заместитель главы ФАС. Таким образом европейский аэрокосмический концерн EADS косвенно становится совладельцем нового предприятия: в настоящее время ему принадлежит 10-процентный пакет акций "Иркута".
Однако очевидно, что данный шаг это лишь часть более широкой инициативы, которой российский президент Владимир Путин хочет укрепить авиационную промышленность страны. На прошлой неделе распространились слухи, будто российский государственный Внешторгбанк купил от 4,5 до 4,8% акций EADS и планирует их дальнейшее приобретение. Официально EADS не стал подтверждать эту информацию он обязан извещать о приобретении не менее 5% своих акций. Однако в отрасли не исключают, что покупка акций должна послужить установлению связей с Западной Европой. Но планы реформаторов простираются еще дальше: укрупнение предстоит не только авиастроителям, но и авиаперевозчикам.
Мелкие структуры
Центральное правительство ожидает, что данный шаг позволит создать конкурентоспособную отрасль промышленности, которая заменит сегодняшние мелкие структуры. ОАК будет не только отвечать за строительство так называемого самолета "Сухой-100", регионального пассажирского самолета, спроектированного КБ "Сухой" при помощи концерна Boeing. Новый концерн также должен разработать самолет, который составит конкуренцию самолетам средней дальности Airbus A320 и Boeing 737 проект, который вряд ли можно осуществить силами существующих структур.
Выход нового авиаконцерна ОАК на биржу запланирован на конец года. Однако пока что государство собирается сохранить за собой не менее 75% его акций. В любом случае, министерство экономики выступило с законодательной инициативой, согласно которой иностранным инвесторам в российских авиастроительных предприятиях может принадлежать до 49% акций. В настоящее время предел установлен на уровне 25%.
Как Airbus, так и Boeing уже обеспечили себе доступ на российский рынок через совместные предприятия или покупку акций. Оба концерна имеют в Москве свои инженерные бюро и пытаются принимать активное участие в создании новых запланированных моделей самолетов. EADS, кроме того, хочет переоборудовать пассажирские самолеты под грузоперевозки.
Государственной авиакомпании "Аэрофлот" тоже предстоят перемены. Говорят, что готовится закон, который уберет авиакомпанию из списка предприятий, которые в обязательном порядке должны оставаться под контролем государства. В настоящее время в собственности государства еще находится 51-процентный пакет акций "Аэрофлота", главой авиакомпании является Валерий Окулов, зять Бориса Ельцина. "Министерство (экономики) считает целесообразным отказаться от владения авиакомпаний, сказал ее представитель. Однако это еще не продажа, в этом направлении мы делаем только первые шаги". Первоначально министерство экономики хотело объединить "Аэрофлот" с другими авиакомпаниями. Теперь же через слияние "Красноярских авиалиний", "Домодедовских авиалиний", "Самарских авиалиний" и еще трех предприятий планируется создание сильного конкурента "Аэрофлоту". Новая авиакомпания получит название Air Union и будет находиться в основном в частной собственности. "Это будет способствовать динамичному развитию рынка", говорят в министерстве. Вторая крупная российская авиакомпания в среднесрочной перспективе могла бы представлять интерес как партнер для Lufthansa. Аэрофлот уже стал членом альянса, образованного вокруг компании Air France-KLM.
Статья получена: InoPressa.ru