На следующий день Алексей Кудрин, министр финансов президента Путина, объявил о планах, касающихся российского закона о налоговой амнистии, цель которого убедить россиян не вывозить деньги за границу и привезти их обратно. Тем, кто привезет из-за границы недекларированные доходы, не станут задавать никаких вопросов, если они заплатят скромный 13-процентный налог.
Приоритеты Кремля изменились. Несколько лет ведущей темой была месть предпринимателям, сколотившим состояния на небрежных приватизационных сделках в период, когда приоритетом был перевод промышленности в частный сектор.
Главной мишенью стал Михаил Ходорковский, только что отправленный за решетку на девять лет, которому грозят новые обвинения в экономических преступлениях. Его нефтяная компания ЮКОС была самой дорогой, финансово прозрачной и эффективной в стране и потому привлекла больше иностранных акционеров, чем любая другая. Они потеряли все свои инвестиции, когда Путин стер компанию в порошок и ренационализировал ее активы.
Одновременно компании, контролируемые иностранцами, отстранили от крупных новых проектов, связанных с нефтью и полезными ископаемыми. Не удивительно, что потенциальные иностранные инвесторы сторонятся России, а россияне, имеющие деньги, сочли, что безопаснее вывезти их за границу, а не оставлять дома.
Теперь Россия остро нуждается в инвестициях. Приоритеты меняются. Меняются они и в Британии. Когда умирающее правительство Мейджора настаивало на приватизации железнодорожного монополиста Railtrack, казалось, что оно включило в число приоритетов максимизацию собственной непопулярности и помощь лейористам.
Новые лейбористы, ждущие своего часа, легко могли немедленно прекратить продажу, в соответствии со своей политической линией. Но их приоритетом было желание выглядеть ответственными и респектабельными, и правительство продолжило продажу по неизбежно низким ценам.
Когда лейбористы пришли к власти, им нужна была доходная Railtrack, способная финансировать их амбициозные планы по увеличению инвестиций в железные дороги. И за первые полтора года правления лейбористов акции Railtrack выросли в цене с 600 пенсов до 17 фунтов.
Но вскоре независимая Railtrack стала помехой планам лейбористов по расширению сети железных дорог, и ее начали клеймить как одного из главных врагов общества. Главной финансовой катастрофой для нее оказалось превышение сметы по реконструкции линии на западном побережье, которую она, в соответствии с новыми жесткими инструкциями, должна была вести, одновременно обеспечивая движение поездов по расписанию. Катастрофа в Хатфилде, повлекшая за собой человеческие жертвы, дала правительству возможность отменить Plan A и составить план уничтожения Railtrack.
Благодаря решимости 49 тыс. мелких инвесторов добиться рассмотрения дела в суде, стали известны некоторые отвратительные подробности заговора бывшего министра транспорта Стивена Байерса, направленного на то, чтобы уничтожить Railtrack самым грязным способом.
Судье Линдсею предстоит решить, виновно ли правительство в злоупотреблении властью. Инвесторы увидят, с каким пренебрежением правительство и чиновники относились к акционерам, одновременно убеждая людей инвестировать в пенсионные фонды и акционерные общества.
Обещания Путина, несомненно, искренни до тех пор, пока прямые иностранные инвестиции остаются приоритетом. Пенсии в Британии перестали быть проблемой, когда Гордон Браун определил размер налоговых поступлений в бюджет в 5 млрд фунтов в год. Если добровольные пенсионные схемы станут в Британии приоритетом, вкладчики могут рассчитывать на то, что правительство обойдется с ними честно. Но лишь до тех пор, пока что-то другое, например, выравнивание бюджета, не станет важнее.
В Британии, равно как и в России, инвесторам не стоит верить предложениям правительства, если их интересы не совпадают с правительственными приоритетами.
Статья получена: InoPressa.ru