Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Однажды в офисе

 

Однажды в офисе

 

 

Журнал "Кадровый менеджмент" /

Владимир Правоторов

Существует достаточно распространенное мнение, что storytelling, или корпоративные истории, мифы и легенды, – это часть внутренних коммуникаций компании и поэтому он выполняет коммуникативную функцию. Если первое утверждение верно, то второе – только отчасти.

Истории, распространенные в компании, действительно выполняют коммуникативную функцию, но не только и не столько ее. На самом деле сфера влияния внутрифирменных легенд куда шире. Эксперты компании «Евроменеджмент» выделяют пять основных функций storytelling.

загрузка...

 

 

Адаптирующая. Во-первых, корпоративные мифы помогают адаптировать сотрудников к новым условиям, нередко связанным с меняющимися стратегическими целями организации. В таких ситуациях персонал обычно не владеет необходимыми для реализации поставленных целей моделями поведения – сотрудники знают, что надо делать, но не знают как. В качестве примера можно привести такие ситуации, как формирование в организации нового подразделения (направления деятельности) или выход на новые рынки (новые сегменты или регионы). В обоих случаях успешно адаптировать сотрудников к этим изменениям помогут истории успеха (как собственные, так и других компаний, успешно достигших аналогичных целей). Во-вторых, адаптация относится к введению в курс дела новичков. В этом случае storytelling помогает новым сотрудникам быстрее усвоить ценности нового коллектива, разобраться в структуре формального и неформального лидерства, усвоить принципы корпоративной культуры и идентифицировать себя с компанией.

Пропагандистская/Мотивирующая. Легенды – метод убеждения сотрудников, позволяющий воодушевить их, вдохновить на новый сложный проект и т.п. Storytelling расширяет арсенал средств мотивации персонала, укрепляет репутацию лидера. Федор Коноров, тренер-консультант компании ars vitae, считает, что корпоративные истории – это один из важных инструментов мотивации: «Действительно ценных сотрудников не интересует размер зарплаты, площадь рабочего стола и гибкий график работы. Все это у них уже есть. Ценные сотрудники выбирают ценности. Для того чтобы воздействовать на ценностный уровень, увлечь человека компанией, заинтересовать ее прошлым, настоящим и будущим, недостаточно просто перечислить список формальных правил или дать почитать корпоративный кодекс. Действенным методом в данной ситуации становится пересказ «живых» историй».

Объединяющая. Storytelling можно рассматривать как один из инструментов целенаправленного формирования и управления корпоративной культурой компании. Коммуникативная. Истории способны повысить эффективность общения на разных уровнях.

Утилитарная. В ряде случаев storytelling – самый простой способ донести до подчиненных содержание задачи или проекта.

Различные мифы и легенды в компании могут выполнять как одну из этих функций, так и сразу несколько. Рассмотрим, какие существуют основные типы историй и чем они могут быть полезны.

Легенды о компании/руководителе. Такие истории обычно несут в себе информацию об истоках бизнеса, заслугах руководителя, развитии и росте компании. Это наиболее популярные сюжеты корпоративного storytelling. Они могут выполнять как пропагандистскую/мотивирующую, так и объединяющую и адаптирующую функции. В компаниях с гипертрофированными ролью и полномочиями президента (владельца и руководителя) популярны истории о его заслугах – предпринимательской хватке, гениальности, умении преодолевать кризисы и т.д. «Истории об основании компании становятся актуальными в ситуациях значительного расширения компании, бизнеса (объединяющая, сплачивающая функция) или в посткризисную эпоху (восстановление идентичности, реанимация позитивного опыта)»,– считает Елена Абрамова, директор по связям с общественностью компании «Евроменеджмент». «Для финансовой компании важна ее надежность, исторические корни, – говорит Марина Карева, руководитель департамента по связям с общественностью страховой компании «Отечество». – У нас разработана история компании с конца XIX века, основанная на реальных фактах. Выбран исторический персонаж – Главный распорядитель Общества в прошлом, а в настоящем исполняющий роль коммуникатора и рекламного образа».

Есть и более«усовершенствованные» легенды. Пример одной из таких приводит Федор Коноров: «В некоторых компаниях устраивается командное мероприятие по написанию «Корпоративной летописи». Число авторов может быть от 5 (топ-менеджеры) до 250 человек (вся компания либо все руководители компании). Участники мероприятия выбирают жанр и стилистику летописи, определяют сюжетные линии, которые будут развиваться в тексте. Процедура командной игры позволяет получить в результате целостную историю, которая содержит в себе дух компании, информацию о ее ценностях, традициях, ключевых событиях; обладает художественной ценностью (летопись интересно и легко читать), позволяет осмыслить путь развития компании и увидеть в яркой метафорической форме ее сильные стороны, конкурентные преимущества и отличительные черты».

Мифы о героях.

Этот вид истории обладает четко выраженной мотивирующей, вдохновляющей функцией. Такие истории обычно служат для сотрудников эталоном поведения и демонстрируют, чего от них ждут в компании. «Больше всего примеров «трудового героизма» относится к периоду становления фирмы и переломным моментам, когда людям приходится работать по более напряженному графику (адаптирующая, пропагандистская, мотивирующая функции), – отмечает Елена Абрамова. – Например, менеджеры компании «АльфаСтрахование» вспоминают, как несколько лет назад, заработавшись, ночевали прямо на офисных диванах, чтобы не терять время на дорогу до дома, а с утра снова принимались за дело».

Истории-предупреждения.

Такой вид корпоративной легенды обычно выполняет адаптационную и утилитарную функции, являясь в некоторых случаях отличным способом направить поведение людей в нужное русло без каких-либо распоряжений или приказов. «Иногда в качестве «страшной истории» преподносятся некоторые действия руководства, – отмечает Ирина Баранова, тренер Центра подготовки персонала «КЛАСС», – например приказ президента компании после корпоративной вечеринки, где предписывалось 10 человек оштрафовать, а одного сотрудника уволить. За что именно были применены эти санкции, за давностью лет уже мало кто помнит, а вот приказ, размещенный на стенде, превратился в легенду и вспоминается до сих пор». Другой пример приводит Марина Карева: «Один из наших агентов решил застраховать строительный рынок и долго общался с администрацией и арендаторами. В нашей компании ему говорили, что рынок не имеет всей разрешительной документации и его снос – это вопрос времени. Но агент упорно продолжал ходить на объект. В итоге рынок сгорел и теперь на его месте расширяют федеральную трассу».

Истории о корпоративных правилах поведения.

В эту категорию могут входить самые разные истории, мифы и легенды; объединяет их одно – они несут адаптирующую нагрузку. Яркий пример приводит Ирина Баранова: «В одном банке долгое время существовала вражда между отделом маркетинга и отделом рекламы. Любому новичку, пришедшему в один из этих отделов, тотчас давалась оперативная информация о том, что есть вражеский отдел и любые служебные бумаги, которые приходят от «супостатов», нужно рассматривать в последнюю очередь, а лучше вообще «терять». Затем описывается масса козней, построенных «вражеским» отделом, и новичок тоже начинает не любить политических противников. При этом, как правило, упоминаются другие отделы, где, наоборот, работают лучшие в компании сотрудники. Все эти нюансы внутрикорпоративной дружбы или вражды как раз и формируют отношения внутри компании и во многом представления о ней». То, как принято вести себя в компании, – это вообще зачастую вопрос малейших нюансов, уходящих корнями в далекое прошлое. «Я однажды столкнулась с тем, что в одной компании документы полагалось скреплять только с правой стороны. На правах тренера по командообразованию я решила узнать, откуда взялось такое правило. В итоге все оказалось очень просто. Когда-то у президента была секретарь, которая пыталась повысить свой статус особым педантизмом и всегда прикрепляла скрепку только справа. В итоге руководитель к этому привык и по-другому уже документы не принимал, даже после того как секретарь уволилась», – вспоминает еще один случай Ирина Баранова. Эксперты в большинстве своем считают, что рассказчиками историй в компании должны быть лидеры. Елена Абрамова полагает, что сюда можно отнести как формальных, так и неформальных лидеров. Федор Коноров уверен, что это может быть любой человек, который старается воздействовать на ценностный уровень в сознании своих подчиненных или коллег. Чаще всего это основатель, затем топ-менеджмент, иногда менеджеры среднего звена. Ирина Баранова, однако, считает, что чаще всего мифы в компании распространяют те, кто является связующим звеном между руководством и подчиненными, – обычно секретари. В некоторых случаях storytelling может не только не принести желаемых результатов, но и навредить компании. Например, не стоит слишком увлекаться «мифической» составляющей истории. «Бизнесмен, решивший рассказывать истории своим подчиненным, становится немного писателем, – отмечает Федор Коноров. – И на него начинают распространяться законы этой профессии. По словам Габриэля Гарсиа Маркеса, «в тот день, когда писатель утратит связь с действительностью, он перестанет быть таковым». Ошибкой «бизнес-рассказчика» является попытка не увлечь своих сотрудников, а обмануть». С ним согласна Валерия Родионова, руководитель филиала «На Солянке» компании «Новый Город»: «Storytelling очень позитивный инструмент, и ошибиться с его использованием сложно. Единственное, чего здесь не должно быть, – это лжи. В практике компании с богатой историей всегда найдется достаточное количество подлинных случаев». Елена Абрамова приводит следующие условия, при которых корпоративное мифотворчество принесет результаты:

  • Истории должны быть короткими, иметь линейный сюжет и однозначно интерпретироваться. Р
  • ассказчик должен быть искусен и убедителен. Хорошо, когда его стаж работы в компании намного больше, чем у слушателей. Если история рассказана увлекательно, окружающие не воспримут выступление как нотацию. Фиаско можно потерпеть в том случае, если мораль истории противоречит реальным ценностям,принятым в компании.
  • Прием должен работать ненавязчиво. Не стоит пересказывать одно и то же десятки раз.
  • Имеет смысл делать истории сквозными, то есть запускать их одновременно, но с разной интерпретацией для сотрудников всех уровней.

Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Однажды в офисе":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Subaru B9 Tribeca: Однажды в Венеции

В тесте участвуют автомобили: Subaru B9 Tribeca Посмотреть другие фото (3) Здесь все кажется нереальным. Катера-такси встречают прямо у аэропорта, грязноватая бирюзовая вода ни на секунду не замирает в покое, причудливые очертания города растворяются в дымке, окутывающей лагуну.

» Познавательное про авто - 2328 - читать


Настраиваем Интернет в&nb p;офисе

Современный офис просто-напросто невозможно представить себе без компьютеров. Ведь именно на них работают менеджеры, бухгалтеры, юристы и все другие специалисты вплоть до руководителей компании. И, конечно же, все компьютеры обязательно объединяются в единую локальную сеть.

» Интересное в сети - 2326 - читать


Офис&nb p;2.0: Zoho Sheet

С распространением доступного широкополосного доступа в Интернет (к счастью, этот процесс потихоньку начался и в России) разработчики веб-сервисов стали создавать технически более сложные интерактивные сайты. Еще несколько лет назад обычный пользователь мог почитать новости в Сети, поболтать в чате, обсудить интересующие его темы на форумах, загрузить музыку или видео. Теперь появляется все больше веб-сайтов, которые могут выступать в качестве повседневного рабочего инструм ...

» Интересное в сети - 3268 - читать


Ваш онлайн-офис от&nb p;Micro oft

Семейство Windows Live объединило разнообразные пользовательские сервисы, рассчитанные как на рядовых пользователей Сети, так и на профессиональные сообщества разработчиков, ученых, исследователей. Есть даже сервис 3D-карт. Одним из новых популярных видов услуг становится Live Office, с которым мы подробно познакомимся в этой статье.

» Интересное в сети - 2585 - читать


Офис - это маленькая жизнь

Всем нам приходится время от времени или постоянно где-то работать. Во имя карьеры, материальных благ, от безделья или того и другого и третьего сразу. Большинство из нас – труженицы-мышки у монитора, треть жизни проводящие в офисах.

» Здоровый образ жизни - 2599 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Однажды в офисе

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru