Если в 90-е гг. приглашение управленцев из-за границы было во многом делом престижа, то теперь это еще и выгодно. Оклады российских топ-менеджеров практически сравнялись с вознаграждением экспатов, утверждают эксперты.
Михаил МалыхинВ июне департамент коммерческой недвижимости компании Blackwood возглавил 40-летний канадец Марк Форвард. “В соответствии с новой стратегией компании, — рассказывает Любовь Чубенко, руководитель департамента персонала Blackwood, — было решено пригласить на эту должность экспата, который сможет обеспечить повышение эффективности инвестиционных продаж и дальнейшее развитие направления по работе с международными и российскими компаниями”.
Компания МТС готовит третье за нынешний год громкое назначение иностранца. Пост директора по маркетингу МТС в России займет Грэм Миллар, до последнего времени занимавший должность генерального менеджера подразделения по розничному бизнесу в голландском Vodafone (см. статью на стр. В6). Интересно, что сегодня почти все ключевые маркетинговые посты в МТС занимают иностранцы.
“В нашей компании иностранные специалисты тоже занимают руководящие должности: замгендиректора, старший вице-президент и вице-президенты, планируется принять еще и редактора в аналитическую группу”, — говорит Марина Николаева, HR-директор “Центринвест груп”.
Сегодня трудно найти крупную российскую корпорацию, в которой бы не работали иностранные специалисты. “Только в Москве их порядка 8000”, — утверждает хедхантер Артур Шамилов, партнер TopContact Executive Search. По оценкам его компании, больше всего иностранных менеджеров в финансовом и юридическом секторах (порядка 30-40%), меньше — на рынке потребительских товаров, телекоммуникационных услуг и розничной торговли (примерно по 10%). В стратегических же отраслях экспаты, по его словам, достаточно редки.
По мнению хедхантера Игоря Чугая, старшего консультанта компании Amrop Hever, большим количеством иностранных управленцев Москва во многом обязана международным компаниям, которые открыли здесь филиалы. Однако сейчас существенно возрос интерес к экспатам и со стороны российских компаний. По словам Чугая, на это есть как минимум три причины (см. врез).
Выйдет дешевле
“В этом году крупная FMCG-компания планировала взять на позицию директора по маркетингу российского менеджера, — рассказывает Станислав Алексеев, управляющий партнер хедхантерской компании Transearch/Top Hunt International. — Мы посоветовали также рассмотреть иностранные кандидатуры. После переговоров клиент задумался: экспат обходился на 20% дороже — около $390 000 годовых (включая расходы на переезд, оплату поездок домой и расширенный пакет льгот) в сравнении с $320 000, которые обозначил российский кандидат. Первичные подсчеты и анализ динамики роста доходов отечественного управленца с большой вероятностью показали, что уже через год он запросит повышения зарплаты на 30%. А вознаграждение экспата через год вырастет всего на 5-10% с учетом инфляции. То есть через год он станет дешевле. Просчитав расходы на три года, клиент выбрал западного кандидата”.
“Избалованные вниманием со стороны потенциальных работодателей отечественные топ-менеджеры завышают цену. В процессе переговоров они могут менять свои финансовые ожидания в 1,5 раза по сравнению с первоначально обозначенной суммой. Подобная ситуация постепенно компаниям надоедает”, — комментирует Алексеев.
Догоняют и перегоняют
В мае этого года хедхантинговая компания Cornerstone провела опрос 24 московских компаний (16 российских и восьми западных) на предмет размеров вознаграждения российских менеджеров и менеджеров-экспатов с ежегодным окладом выше $240 000. Выяснилось, что в банковской и инвестиционной сферах оклады менеджеров-иностранцев порой в 1,5 раза превышают оклады россиян. В промышленности и нефтегазовой сфере могут превысить на 20%. А в FMCG, ритейле и страховании — на 10% меньше, чем у российских управленцев, в IT, медиа, фармацевтике и недвижимости — ниже на 20%, чем у россиян.
По мнению Максима Ткача, руководителя отдела по маркетинговым исследованиям Cornerstone, еще лет десять назад о подобной ситуации нельзя было и помыслить: россияне в 90-е гг. получали раз в пять меньше экспатов. Сегодня же их оклады практически сравнялись. “В большинстве случаев денежная компенсация экспатов практически не отличается от компенсаций российских специалистов аналогичного уровня. Тем не менее можно отметить, что средний уровень заработной платы экспатов ниже, чем у их российских коллег, в таких сферах, как страхование, товары народного потребления, розница, фармацевтика. Я не утверждаю, что на данных рынках экспаты получают зарплату гарантированно меньшую, чем российские специалисты, но подобные случаи имеют место”, — говорит Ткач.
Юрий Дорфман, руководитель департамента “Юриспруденция” Cornerstone, считает, что “сейчас на рынке труда наблюдается не снижение заработных плат экспатов, а повышение размера компенсаций российских специалистов”. “Эта тенденция связана с тем, что объемы бизнеса в нашей стране увеличиваются в 2-3 раза за год и это вызывает острую нехватку квалифицированных топ-менеджеров. Зарплатные ожидания экспатов привязаны к рынку той страны, из которой они приехали. Большинство этих рынков не переживает такого бурного роста, поэтому зарплатные ожидания экспатов не столь высоки”, — поясняет он.
Несмотря на
“Российский сотовый рынок сейчас вступает в фазу насыщения, нам нужны специалисты по маркетингу, которые знают, как работать в таких условиях, поэтому мы приглашаем западных экспертов”, — поясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
“Принять на работу иностранного специалиста сложнее, чем гражданина России, — отмечает Максим Столяров, адвокат КА "Князев и партнеры". — Надо обосновать, по какой причине на соответствующую должность не может быть принят гражданин РФ. И даже если обоснование будет принято, приходится ждать по полгода, чтобы оформить разрешение на временное проживание и разрешение на привлечение и использование иностранного работника”. Российских работодателей это не пугает — им выгодно.
ПОЧЕМУ ЭКСПАТЫ
Скорость, с которой растет бизнес компаний, не соответствует квалификации российских менеджеров и не позволяет им эффективно управлять стремительно растущим бизнесом (болезнь роста).
Западные менеджеры обладают знаниями, опытом и репутацией, которые необходимы для отечественных компаний, выходящих на западный рынок.
В некоторых индустриях по соотношению цена/качество западные менеджеры объективно предпочтительнее российских.
Статья получена: Клерк.Ру