Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Рейтинг привлекательности

 

Рейтинг привлекательности

 

 

Материал предоставлен журналом Консультант /

Игорь Беликов, директор Российского института директоров,
член совета директоров ОАО «Астраханьэнерго», ОАО «Волгоградэнергосбыт» и комитетов по корпоративному управлению советов директоров АФК «Система» и ОАО «Уралсвязьинформ», один из авторов российского Кодекса корпоративного поведения.

В последнее время компании, стремящиеся улучшить свой имидж и повысить стоимость активов, принимают решение о присвоение рейтинга корпоративного управления. Теперь такую услугу им могут предоставить не только международные, но и национальные агентств, у каждых из которых есть свои плюсы и минусы.

За последние два десятилетия появилось большое количество услуг, которые заключаются в оценке различных аспектов деятельности компаний. Так, существуют кредитные рейтинги.

загрузка...

 

 

Они отражают способность тех или иных государств и компаний погашать свои долговые обязательства. Также бывают рейтинги компаний, основанные на оценке объемов операций, уровня прибыли, репутации, темпов роста; рейтинги стран – по уровню конкурентоспособности, экономической свободы, свободы СМИ, содействия развитию демократии в мире.

Наряду с ними существуют рейтинги корпоративного управления. Они появились лишь в конце 1990-х годов, однако получили быстрое развитие. Прежде чем приступить к их анализу, стоит понять основные причины столь широкого распространения рейтингов. Разберемся, прежде всего, настолько устойчива эта тенденция.

Причины «изобилия» рейтинговых услуг

Одна группа причин, объясняющая столь бурное развитие предложения рейтинговых услуг, связана с изменением структуры инвестиционных потоков. В частности, с резким ростом за последние два десятилетия портфельных инвестиций по сравнению с прямыми. Кроме того, инвесторы стали вкладывать больше средств в акции, которые являются более рисковыми. Соответственно, потребовалась дополнительная оценка этих рисков.

Вторая группа причин – это утрата западными странами своих конкурентных преимуществ в пользу ряда «новых индустриальных стран» (страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия). Фундаментальные экономические показатели активов в этих государствах начинают сближаться (а по некоторым активам показатели становятся лучше в «новых странах»). Естественно, «старые» развитые страны стремятся удержать существующий в их пользу разрыв между стоимостью единиц активов.

Укрепить свои позиции они решили с помощью идеи о том, что нематериальные активы, к числу которых относится и уровень корпоративного управления, имеют не менее, или даже более важное значение, чем финансово-производственные показатели. Конечно, существует объективная тенденция повышения значимости нематериальных компонентов в стоимости активов. Однако зачастую развитые страны подчеркивают важность корпоративного управления, именно для того чтобы сохранить за собой инициативу в определении «правил игры». То есть, чтобы не дать усомниться в обоснованности значительно более высокой стоимости активов своих компаний.

Позиция инвесторов

Инвесторы, напуганные азиатским кризисом 1997 года, российским дефолтом 1998 года и масштабными корпоративными скандалами в западных странах, стали уделять больше внимания снижению рисков компаний, в которые вкладывают средства. По их мнению, корпоративное управление этому способствует.

Опросы и анализ поведения различных групп инвесторов позволяют сделать вывод о том, что размер премии, которую они готовы платить за акции компаний с хорошим корпоративным управлением, варьируется от 10 до нескольких сотен процентов. Для России эти показатели находятся в диапазоне от 30 до 200 процентов, а в ряде случаев – и более. Компании с хорошим корпоративным управлением также имеют шанс привлечь на более выгодных условиях другие виды инвестиций (например, займы).

На российском рынке в улучшении системы корпоративного управления компаний заинтересованы, прежде всего, краткосрочные портфельные инвесторы . Они по возможности стремятся снизить риски изменения цен на акций, в которые вкладывают свои средства. Такие инвесторы осуществляют мониторинг и оценку рисков корпоративного управления в компаниях-эмитентах. Набор критериев, которыми они руководствуются, достаточно ограничен и сконцентрирован, прежде всего, на качестве работы совета директоров и информационной прозрачности организаций.

Краткосрочные портфельные инвесторы показали способность вывести акции ряда крупнейших российских компаний на более высокий ценовой уровень по сравнению с первоначальным. Кроме того, они помогли привлечь внимание к российским компаниям консервативных портфельных инвесторов - фондов пенсионных и страховых накоплений - которые у нас представлены еще пока очень слабо.

Роль государства

Как за рубежом, так и в России, активную роль во внедрении более жестких стандартов корпоративного управления играют органы государственного регулирования.

В качестве иллюстрации можно привести принятый в США в 2002 году закон Сарбейнса-Оксли. Он обязывает компании, акции которых торгуются на американских биржах (независимо от национальной принадлежности компаний), соблюдать ряд требований, касающихся корпоративного управления. Тенденция к переводу части принципов и механизмов корпоративного управления из категории рекомендаций в законодательно-нормативные требования наблюдается и в странах Европейского Союза. Ведущие зарубежные биржи также подключаются к этому процессу, включая в свои правила листинга положения национальных кодексов корпоративного управления.

За последние 4 года российские госорганы значительно ужесточили свои требования в отношении практики корпоративного управления компаний. Стали жестче и правила листинга российских бирж в этом отношении. Поэтому компании с хорошим уровнем корпоративного управления обладают лучшими возможностям, как с точки зрения соблюдения требования органов регулирования, выхода на биржи, так и привлечения различных категорий портфельных инвесторов.

Международные рейтинги в России

Три ведущих мировых рейтинговых агентств – Standard & Poor’ s, Fitch и Moody’ s- при выставлении кредитных рейтингов также принимают во внимание состояние корпоративного управления в оцениваемой компании. Среди них рейтинги корпоративного управления российским компаниям присваивает только Standard & Poor’ s ( S& P). Оценка S& P осуществляется по 4 основным компонентам - структура собственности, отношения с финансово заинтересованными лицами, финансовая прозрачность и раскрытие информации, состав и практика работы совета директоров. К началу 2005 года этот рейтинг присвоен примерно 12-15 российскими компаниями.

У него есть свои плюсы и минусы. Позитивной стороной является то, что S& P- очень известное на мировом финансовом рынке агентство, поэтому его оценка весьма авторитетна и существенно влияет на имидж компании. Однако также есть и спорные моменты. Например, количество критериев, используемых в рейтинге, превышает тот набор, которым реально руководствуется подавляющее большинство инвесторов, работающих с российскими активами. Многие из выдвигаемых требований не реализованы даже в корпорациях развитых стран. Часть из них базируется исключительно на особенностях западных корпораций, которые неэффективны в России. Например, негативно оценивается высокая концентрация собственности в компании, что в российских условиях чаще свидетельствует о наличии в компании реального владельца, заинтересованного в ее развитии.

Некоторые требования предъявляются механически, исходя из теоретических положений, без увязки с конкретной практикой. Например, некой компании-монополисту, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, оценка была занижена из-за отсутствия положения о дивидендной политике. Аргументы компании о том, что в условиях предстоящей приватизации и демонополизации отрасли едва ли разумно давать обещания о дивидендах на 3-5 лет (не говоря уже о более длительной перспективе), не были приняты во внимание. Также, некоторые требования не согласуются с рекомендациями ведущих международных организаций и оценкой аналогичной практики бизнеса в других странах.

В целом, на наш взгляд, международные рейтинговые агентства жестче оценивают российские компании нежели западные. А S& P известно особенно осторожным подходом к России. Например, к январю 2005 года два других мировых рейтинговых агентства - Moody’ s и Fitch - присвоили России кредитный рейтинг инвестиционного уровня (причем первое сделало это уже почти год назад), а S& P отказывается сделать это.

Российские аналоги

Собственные рейтинги корпоративного управления компаний-эмитентов разработали две инвестиционные компании, действующие в России – Тройка-Диалог и Брансвик ЮБС. Однако они охватывают 20-25 компаний и сфокусированы на очень небольшом числе критериев, интересных, прежде всего, краткосрочным спекулятивным инвесторам.

В начале 2004 года появился Национальный рейтинг корпоративного управления, разработанный при помощи ряда зарубежных экспертов. Он присвоен примерно 200 компаниям и основывается на оценке практики корпоративного управления по 4 компонентам – права акционеров; деятельность органов управления и контроля; раскрытие информации; соблюдение интересов иных заинтересованных групп и корпоративная социальная ответственность. Наибольший вес имеют первые два компонента.

С одной стороны, методика данного рейтинга, учитывает рекомендации ведущих портфельных инвесторов. С другой - она сконцентрирована, прежде всего, на проблемах, которым инвесторы уделяют наибольшее внимание и за решение которых они платят наибольшую премию.

Участие в рейтинге, на наш взгляд, позволяет компаниям получить независимую оценку своего корпоративного управления, понять существующие проблемы, использовать рейтинг в процессе взаимодействия с инвесторами, органами регулирования, биржами, а также в своей PR-стратегии.

Подведем итоги

Значение корпоративного управления для успешной деятельности компаний будет возрастать как в результате воздействия объективных факторов (потребностей самих компаний), так и под давлением различных групп, преследующих свои интересы. В нашей стране существуют определенные сложности, создаваемые критически низким уровнем государственного управления. Несмотря на это, у российского частного бизнеса есть не только потребность, но и потенциал, чтобы улучшить свое корпоративное управление. Поэтому отечественным компаниям, особенно крупным, важно следить за его развитием в России и за рубежом, активно участвовать в выработке национальных стандартов и рейтингов корпоративного управления, а также укреплять их авторитет.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Рейтинг привлекательности":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mitsubishi Colt, Honda Jazz: Привлекательная практичность

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Colt, Honda Jazz Honda Jazz и Mitsubishi Colt — маленькие гиганты большого города В последние годы мода на компактные снаружи, но просторные внутри городские автомобили превратилась в устойчивую тенденцию. В европейских городах с напряженным трафиком и дефицитом парковочных мест эти модели — не то хэтчбеки, не то микровэны — очень востребованны.

» Японские автомобили - 3180 - читать


Рейтинг надежнсти автомобилей

Английское автомобильное интернет-издание Parker's опубликовало рейтинг надежности автомобилей. Рейтинг включает автомобили возрастом до 3 дет, и составлен на основе сразу нескольких других рейтингов: Fleet News 50 (данные о 539 000 автомобилей), Which? (34 000 мнений пользователей), JD Power (исследование степени удовлетворенности автомобилем, 23 000 респондентов) и рейтинга самого сайта Parker's (30 000 мнений).

» Японские автомобили - 2319 - читать


Создан рейтинг автокомпаний

Немецкий автомобильный клуб ADAC создал новый рейтинговый список, который состоит из автомобильных марок. В этом списке дана оценка 32 крупнейшим автомобильным маркам, которые анализировались по самым различным параметрам, таким как репутация фирмы, финансовое благополучие, качество производимых автомобилей, перспективы развития и т.д. и т.п. «Новый рейтинг поможет водителям сориентироваться в многообразии автомобильных марок», - говорит президент ADAC Петер Майер – «Покупат ...

» Немецкие автомобили - 3388 - читать


Oldsmobile Aurora стал более привлекательным

Флагманская модель Oldsmobile Aurora, дебют которой состоялся в начале этого года, появится в продаже в 2001 году. Ближайшими конкурентами Oldsmobile Aurora станет целый ряд автомобилей повышенной комфортности, включая Lexus ES 300, Infiniti I30, Mercedes-Benz C-Class, BMW 3 серии и Lincoln LS. Aurora теперь выпускается в стандартной комплектации с V6 двигателем.

» Разное - 1950 - читать


Рейтинги лидеров поискового продвижения.

« Я себя под Лениным чищу, чтобы плыть в революцию дальше»… В.

» Продвижение и оптимизация - 2090 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Рейтинг привлекательности

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru