«Евросеть» приобрела сеть салонов связи «Ультра», входящую в десятку крупнейших российских сотовых дистрибуторов. Однако бренд «Ультра» не исчезнет с рынка: «Евросеть» намерена использовать его для продажи цифровой техники.
Сеть салонов связи «Ультра» объединяет 205 магазинов в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Казани и Екатеринбурге. Из них 83 салона находятся в Петербурге и Ленобласти. Оборот компании (с учетом платежей сотовым операторам) — около $400 млн в год.
Владелец сети — компания «Ультра Стар», которой до последнего времени на паритетных началах владели ее президент Темур Аминджанов и гендиректор Сергей Вильский. «Евросети» принадлежит 3960 салонов связи в России и ряде стран СНГ. Оборот за 2005 г. — $2,6 млрд. Крупнейшие владельцы — Тимур Артемьев и Евгений Чичваркин, 7,5% акций принадлежит финансовой корпорации «Уралсиб». |
Владельцы “Ультры” сообщили, что ищут покупателя на компанию, еще в марте. Тогда ее президент Темур Аминджанов говорил, что хочет привлечь в партнеры сильного инвестора, продав ему 30—40% акций. Но на миноритарный пакет покупателей не нашлось, и акционеры “Ультры” продали компанию целиком. Покупателем стал лидер российского сотового ритейла — “Евросеть”. Вчера “Ультра” и “Евросеть” объявили о завершении сделки.
Ее стоимость стороны не разглашают. Аминджанов лишь заявил “Ведомостям”, что доволен размером суммы, которую выручили бывшие совладельцы “Ультры”. Ранее Аминджанов рассчитывал привлечь в результате продажи порядка $45 млн. Во столько же оценивает “Ультру” руководитель пресс-службы Divizion Очир Манджиков. Хотя если “Евросеть” купила салоны “Ультры” без права собственности (если магазины арендованы), то сумма сделки составила всего около $5 млн, отмечает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Чуть выше оценивает “Ультру” коммерческий директор “Связного” Сергей Румянцев: по его мнению, стоимость одного салона “Ультры” — $30 000—35 000, а вся сеть стоит чуть более $7 млн.
“Эта сделка крупнейшая на рынке — как по количеству магазинов приобретенной сети, так и с точки зрения ее регионального представительства”, — считает руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. А Манджиков добавляет, что продажа “Ультры” — яркое доказательство активной консолидации рынка сотового ритейла. “Многие сети не выдерживают конкуренции и продаются”, — поясняет Румянцев. В скором времени “Евросеть” совершит еще одну крупную сделку, пообещал “Ведомостям” председатель совета директоров “Евросети” Евгений Чичваркин.
“Евросеть” выполнит условие продавцов — бренд и фирменный стиль “Ультры” останутся неизменными, а ключевые позиции сохранят нынешние менеджеры. По словам Аминджанова, он и Вильский останутся на руководящих постах и в совете директоров “Ультры”. “Евросеть” совершила покупку не ради расширения сети: ей нужен бренд для работы на премиальном сегменте рынка, и “Ультра” оказалась лучшим вариантом, считает Аминджанов. Чичваркин полагает, что “Ультра” — выгодный вариант для продвижения на рынке сложной цифровой техники. В ближайшее время в салонах “Ультры” начнут продаваться фотоаппараты, CD и MP3-плейеры, смартфоны, коммуникаторы и ноутбуки. До конца года “Евросеть” намерена увеличить число салонов “Ультры” до 300, причем они появятся и в новых регионах, включая Москву. А в некоторых странах, по словам Чичваркина, “Евросеть” теперь будет работать только под брендом “Ультра”.
Год назад, когда “Евросеть” приобрела одного из крупнейших сотовых ритейлеров — “Техмаркет” (157 салонов), она тоже планировала сохранить бренд и развивать на его основе франшизный проект. Но торговая марка “Техмаркет” все-таки исчезнет, а три магазина, успевшие открыться под этим брендом, будут переведены под бренд “Ультра”, рассказывает руководитель службы по связям с общественностью “Евросети” Татьяна Гуляева.
“Желание “Евросети” сохранить бренд “Ультра” понятно: аудитории двух сетей значительно отличаются, замечает Румянцев. Но, по словам Москалевой, сохранение торговой марки может обернуться для “Евросети” проблемами: когда компания приобрела “Техмаркет”, персонал и часть клиентов этой сети ушли к другим участникам рынка.