В компании "Руян" кандидатам на любую позицию предлагают написать, долго не задумываясь, 40 предложений, каждое из которых начинается со слова "я". "Мы называем такие задания "яшками": они очень хорошо раскрывают цели и приоритеты человека", - поясняет директор по персоналу компании "Руян" Ирина Новаш. Например, предложение "Я очень доверяю своим друзьям" или "Я люблю свою кошку" вызывает в "Руяне" большую симпатию, чем заявление, вроде: "Я через два года хотел бы возглавить департамент".
Человеческие отношения в компании ценятся выше карьерных амбиций. По наблюдениям Ирины Новаш, если человек все 40 предложений написал о работе, это свидетельствует о его неискренности.
Теоретически практика подобного отбора не нова: большинство бизнес-школ давно используют эссе для отбора абитуриентов. По мнению административного директора Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге Людмилы Мургулец, этот метод вполне может быть освоен и работодателями. Как дополнительный инструмент, он снижает вероятность ошибки: значит, снижает вероятность того, что человек займет чужое место, убеждена Мургулец.
По словам коммерческого директора рекрутинговой компании React Realize Recruit Инны Суматохиной, литературные формы отбора хоть и не часто, но практикуются в западных компаниях. "Если западного работодателя заинтересует резюме менеджера, он просит написать мотивационное письмо на иностранном языке, где надо объяснить, почему стремишься работать именно на этой позиции в этой компании", - говорит она. Изучив такие эссе, работодатели получают информацию, которую нельзя почерпнуть из сухого резюме. Это помогает выявить умение свободно излагать мысли и некоторые личностные качества, понять, насколько человек вписывается в корпоративную культуру.
Неформальные способы проверки - хорошее подспорье, когда нужно выделить молодое дарование, к примеру, среди студентов. У них нет опыта работы, и, соответственно, в резюме писать не о чем. Когда в рекламном агентстве BBDO искали молодых креаторов, вместо обычного резюме просили участников предоставить некую рекламную идею продвижения себя. Каждому предлагалось представить, что он - товар, который надо продать. Одной из лучших работ стала фантазия молодого человека на тему, как он бродил вокруг офиса BBDO, встретил креативного директора этого рекламного агентства Игоря Лутца и убедил его взять себя на работу. Находчивого юношу взяли на должность стажера в творческий отдел BBDO.
Встречаются руководители, которые принципиально не хотят иметь дело с обычными резюме. "Я не советую соискателям присылать стандартное резюме: если такие приходят, я стираю их, не читая, - рассказывает Артемий Лебедев, директор "Студии Артемия Лебедева". - Человек, сделавший резюме по правилам, - специалист по устройству на работу, а мне бы хотелось работать со специалистами в других областях".
Зато если Лебедев получает письмо с человеческим рассказом о себе, стихами, картинками, ссылками на сайты, он обязательно его изучает. "Один дизайнер сделал тестовое задание в виде детективного рассказа с картинками, - приводит пример Лебедев. - А выйдя на работу, оделся клоуном, с красным носом и гримом". А брэнд-менеджер из Петербурга Антон Куклин, когда хотел найти работу в столице, разослал стандартные резюме, но интересных откликов не получил. Тогда он сделал сайт, где разместил информацию о своем опыте и портфолио. Короткое резюме Куклина со ссылкой на сайт заинтересовало многих: ему посыпались предложения о работе. В итоге он стал сценаристом московского представительства рекламного агентства Young & Rubicam.
Иногда одна живая фраза, выбивающаяся из сухого контекста резюме, способна зацепить руководителя и заслужить его расположение. "Мне пришло по почте хорошее, но совершенно обычное резюме на вакансию сейлза, но в графе темы сообщения было: "менеджер по продажам - тот, который вам нужен", - рассказал Константин Зусманович, руководитель аналитического отдела компании "Астор". Он признается, что фраза сыграла свою роль, когда он решил взять на работу эту девушку 20 лет, которая отнюдь не была опытным менеджером.
Директор по персоналу компании "Уникум" Марина Вишнякова рассказала, что человек, претендующий на позицию PR-директора, сделал резюме в форме пресс-релиза. А дизайнер Мария Козырева недавно разослала резюме в виде паззла. Она придумала втиснуть в паззл свою биографию и некоторые работы. "У меня небольшой опыт работы, так что я постаралась привлечь внимание к своим плюсам - творческим способностям", - признается Козырева. И ей это удалось. Она уже была на собеседовании в нескольких международных сетевых агентствах. А один из получателей резюме - директор по персоналу рекламного агентства BBDO Оксана Петренко сожалеет, что у них пока нет вакансии. "Но я ее запомнила", - говорит она.
При всех плюсах нестандартного резюме эксперты советуют применять их осторожно: они срабатывают с харизматическими руководителями и зачастую пугают сотрудников отделов персонала. "Однажды мне пришло резюме в стихах на позицию менеджера по продажам, я его сразу же выбросила", - вспоминает Марина Вишнякова. Она объясняет, что HR-менеджеры - люди зачастую сугубо консервативные в работе и оценить пытаются не столько уникальность человека, сколько "соответствие данного человеческого ресурса данной производственной позиции".
Да и сами соискатели в большинстве своем рассчитывают на привычное резюме и собеседование. Вишнякова вспомнила случай, когда к ней пришел напуганный кандидат и рассказал, что в одной компании его попросили написать о себя некролог. Жанр не для слабонервных, хотя некоторые рекрутеры полагают, что соискателям стоит потренироваться в его написании. Ведь в хорошем резюме должны быть элементы некролога - перечисление достижений человека, увиденных как бы со стороны, говорит гендиректор компании "БЛМ-консорт" Михаил Богданов. Как раз этого рекрутеры и добиваются от кандидатов - описывать свои свершения, а не процесс работы на прежних местах.
Статья получена: Клерк.Ру