Shell, чей главный добывающий проект в России «Сахалин-2» попал под пристальное внимание властей, решила поддержать свой имидж. Во вторник компания презентовала свой выход на топливный рынок Москвы. Shell планирует увеличить долю в российской топливной рознице до 10—15%. При отсутствии собственной добычи и переработки нефти эта задача будет чрезвычайно сложной.
Shell говорит об амбициозных планах — доведении доли на российском рынке до 10—15%.
|
До конца года Shell планирует довести число своих АЗС в столице до 7 предприятий, а в 2007 году открыть еще 10 станций — это минимальный план, рассказала «Газете.Ru» генеральный директор по развитию сети АЗС «Шелл» в России Катя Атанасова. Каждая из них обойдется $1—1,5 млн в зависимости от готовности и состояния площадок.
Станции в столице добавятся к уже имеющимся 18 АЗС в Санкт-Петербурге. Shell говорит об амбициозных планах — доведении доли на российском рынке до 10—15%, «осваивая» в том числе и другие города европейской части страны.
Задача более чем сложная — она потребует от компании увеличения числа своих заправок в России минимум в 20 раз. «В России только ВИНКам принадлежит примерно 6 тысяч АЗС, общее же количество станций достигает 12—15 тысяч», — отмечает аналитик Русского топливного агентства (РТА) Максим Назаров. Приобретение такого количества АЗС требует огромных инвестиций. «В столице новые участки под АЗС получить практически невозможно, а в регионы компании идут неохотно», — констатирует президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша.
Даже в регионах вложение в одну станцию составляет не менее $500—800 тысяч. При этом окупаемость заправки составляет примерно 5—7 лет. Средний показатель рентабельности для Shell, по словам Кати Атанасовой, составляет 15%, однако в России эта цифра будет меньше в связи с большим объемом инвестиций на этапе строительства. Поэтому заявление о завоевании существенной доли в России выглядит, скорее, как напоминание об общей заинтересованности Shell в нашей стране.
В частности, Катя Атанасова говорит, что планы по увеличению доли на рынке пока не подтверждены конкретными переговорами с партнерами.
Контроль даже над 10% рынка возможен только в расчете на приобретение собственных добывающих или перерабатывающих активов, подчеркивает Назаров. Пока же стратегия выхода анагло-голландской компании на столичный рынок арендаторская. Две свои станции, открытые в Москве в августе, компания взяла в долгосрочную аренду у владельца, который работал ранее по франшизе «Славнефти». Топливо компания закупает у поставщиков на внутреннем рынке, в число которых входят практически все крупные российские нефтяные компании — «ЛУКойл», ТНК, «Сургутнефтегаз». «Одного поставщика у компании нет и не будет», — подчеркивает Атанасова. В производстве бензина Shell следует общей стратегии иностранных компаний на российском рынке, добавляя к «местному» базовому топливу импортируемые фирменные присадки.
Правда, в одном из сегментов рынка — хранении топлива — компания старается получить активы в собственность. Shell изучает возможность приобретения или аренды нефтебаз на территории Московской области. «У нас нет конкретных планов по инвестициям в нефтехранилища, но мне известно, что в настоящее время проходит аудит уже существующих нефтехранилищ. Результат будет известен после него, — отметила Атанасова. — Я думаю, что у нас нет необходимости строить свое нефтехранилище, так как существующих мощностей больше, чем нам нужно».
Топливная розница является одной из самых последних статей дохода для ВИНКов, окупаемость проектов достаточно растянута во времени, напоминает Назаров из РТА. При существующей у Shell доле на нефтяном рынке России развитие сети АЗС выглядит, скорее, как хороший имиджевый проект.