В течение последнего года, после прихода нового руководства, АвтоВАЗ повышал цены на автомобили рекордное количество раз — 7. В среднем машина вазовского производства сегодня обходится в $9000—9500. Дилеры давно начали бить тревогу: российский покупатель оказался не готов отдавать такие деньги за отечественный автомобиль, когда их можно вложить в покупку добротной иномарки ценой в $10 000—12 000.
Официальные дилеры жалуются, что рост цен сильно сказывается на объемах продаж. |
Цена в $9500 для автомобиля отечественного производства сегодня считается своеобразным потолком, при сохранении которого еще можно рассчитывать на сносный объем продаж.
И все же, как отмечает большинство дилеров, начиная с августа спрос на Lada начал стремительно падать — вазовские машины стали слишком дорогими.
Официальные дилеры жалуются, что рост цен сильно сказывается на объемах продаж. В компании «Торгмаш» отметили, что продажи сокращаются в среднем на 20% ежемесячно. Подтвердили спад продаж и в компании «Мега Лада». «В прошлом году в это же время мы имели хорошие продажи: в сезон продавали 35—40 автомобилей в месяц, — делится один из крупных столичных дилеров на условиях анонимности. — В этом октябре на 18-е число у нас продано всего 9 автомобилей! Торговать иномарками нам АвтоВАЗ не разрешил, и мы вынуждены сидеть и смотреть, как остальные пытаются выйти из положения».
Не лучше ситуация и в Северной столице. Как рассказали в автосалоне одного из крупнейших питерских дилеров АвтоВАЗа, компании «Питер-Лада», «дела идут туго": «Сейчас мы продаем в 2 раза меньше автомобилей: 6—7 машин в день, тогда как в прошлом году продавали 10—12». По словам дилера, бывает так, что в течение дня вообще продается 1—2 автомобиля. Впрочем, объем продаж во многом зависит от статуса дилера и его географического расположения. Например, в компании «Лада Фаворит» на Варшавке сообщили, что продажи автомобилей — стабильны, а спад — минимальный. «Те, кому нужен автомобиль, все равно покупают», — уверены в компании.
Несмотря на то, что постоянное повышение цен на свои автомобили завод объясняет инфляцией, а также ростом цен на энергоносители, металл, рабочую силу, большинство игроков сходится во мнении, что оно необоснованно. «Рост цен на автомобили ВАЗа с начала года уже превышает запланированные темпы инфляции на весь год практически по всем позициям, тогда как обычно автомобили дорожают заметно медленнее», — комментирует аналитик Инвестиционного банка «Траст» Евгений Шаго. «Поначалу действия руководства завода были понятны, — жалуется один из крупнейших вазовских дилеров Москвы. — Нужно было отсечь «серых» дилеров. Но никакие Кузьминки, Каширка, Текстильщики никуда не делись — они как работали, так и работают, каким образом — непонятно».
Наличие «серых» торговцев по-прежнему остается проблемой официальных дилеров. Машины как перепродавались, так и перепродаются (если не самим заводом, то крупнейшими игроками). Цены у перекупщиков еще выше, а официальные дилеры не могут повышать цены в свободном порядке: дилер должен придерживаться рекомендованных цен, иначе могут и дилерство отобрать. Мелкие и средние дилеры АвтоВАЗа продолжают разоряться — тенденция возникла еще в конце прошлого года. Потенциальные покупатели в это время продолжают пересаживаться на недорогие иномарки.
Мысль о том, что рост цен на Lada нужно остановить, носится в воздухе. Но никакой конкретной информации о возможном снижении цен в скором времени у дилеров пока не появлялось. То, что происходит, у большинства дилеров вызывает в отношении нового руководства, пришедшего к управлению АвтоВАЗом, чувство досады: мало того что новых машин не строят, так еще грамотно продать то, что есть, не могут. Наживаются на этом только очень крупные компании, имеющие протекцию на заводе. Конечно, появляется много недовольных…
Всем понятно, что если ситуация будет сохраняться, это может поставить крест на будущем АвтоВАЗа. «Думаю, что скидка в размере 2—4 тыс. рублей не поможет распродать скопившиеся на складах автомобили, количество которых на данный момент в 1,5 раза превышает норму, и АвтоВАЗу придется продолжить снижение цен», — считает Е. Шаго. По мнению аналитика, если цены не будут снижаться, складские остатки завода могут вырасти еще на 20—25%, а это уже приведет к остановке конвейера, так как дилеры просто перестанут принимать новые машины на реализацию. Единственное, что пока «спасает» завод, это огромные очереди за иномарками ценовой категории 10—12 тыс. долларов. «Остановка завода в свою очередь спровоцирует безработицу и криминал, — предупреждает один из дилеров. — Если сейчас не будет принято решение на правительственном уровне, АвтоВАЗ загнется уже через год».