Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Чувство пространства

 

Чувство пространства

 

 

В московских офисах форма размещения сотрудников на открытых пространствах — так называемая свободная планировка — приживается с переменным успехом. Но в правилах зонирования и оформления помещений столичные компании все больше стремятся ориентироваться на Запад и Европу, где open space — вынужденная мера ради экономии денег и квадратных метров.

Существующая почти полтора века Мюнхенская перестраховочная компания (Munich Re) открыла офисы по всему земному шару и вошла в десятку крупнейших перестраховочных компаний мира. Первое офисное здание Munich Re было построено в 1913 г. на Кенигинштрассе в Мюнхене немецкими архитекторами Освальдом Эдуардом Бебером и Вильгельмом Холлвеком.

загрузка...

 

 

За этот проект авторы получили архитектурную премию. Сейчас здание называют The Main Building. Оно прекрасно сохранилось и украшает целый офисный квартал, занимаемый Munich Re, — коллекцию не менее достойных шедевров офисной архитектуры и дизайна. И это, пожалуй, главный капитал компании.

После 1913 г. неподалеку от главного здания почти каждое десятилетие строились офисные комплексы. Так что образовавшийся деловой квартал включил в себя бизнес-центры разных архитектурных стилей и направлений. Дальше — больше. Решив упростить для сотрудников процесс перемещения из здания в здание, руководство компании распорядилось соединить комплексы коридорами и оранжереями, для оформления которых были приглашены дизайнеры из разных стран. Стиль каждого коридора не повторяется больше нигде в этом деловом квартале. Специалисты, занимающиеся комплексными решениями офисного пространства, приезжают со всего света посмотреть на этот мюнхенский бизнес-парк.

Помимо таких шедевров в Германии множество обычных бизнес-центров. Общим для этих комплексов является принцип организации внутреннего пространства. В немецких офисах принята кабинетная система, при которой сотрудники сидят в изолированных комнатах по 3-4 человека в каждой, рассказала финансовый директор компании Jones Lang LaSalle Наталия Тишендорф, много лет проработавшая в Австрии.

Модой же конца XX — начала XXI в. стала свободная планировка офисов. Свободная планировка предполагает создание открытого пространства на каждом этаже бизнес-центра, минимум несущих стен с колоннами вместо несущих перегородок. Просторная комната может делиться на функциональные зоны столько раз, сколько угодно ее владельцам, при помощи мобильных или стационарных перегородок. Рабочее пространство можно вообще не делить на зоны, поставив в одном зале столы всех сотрудников компании, как это иногда делается в редакциях ежедневных газет, на некоторых фабриках, в НИИ. Отделяются от рабочей зоны лишь помещения кухни, приемной и переговорных комнат.

Экономия или мода

Российский бизнес начинает расставаться с “коридорно-кабинетной” системой. По рассказам брокеров, консультантов, дизайнеров и просто сотрудников офисов, в настоящее время существует несколько моделей организации open space. Так, американская модель отличается от европейской. Для США характерно деление пространства на множество отсеков — своего рода кабинки для каждого сотрудника.

Как писал специализированный журнал “Современный офис” (№ 6, 2005 г.), стиль open space появился еще в 1930-е гг. XX в. в США в период экономического подъема после Великой депрессии. Архитекторы часто называют американский стиль свободной планировки “Манхэттен” или “Уолл-стрит” по названиям крупнейших деловых районов Нью-Йорка.

В Европе принято зонировать офисное помещение на отделы, в которых сидит по нескольку человек, при помощи мобильных перегородок. Такая планировка распространена в Англии, Ирландии. А в шведских офисах, например, в центре открытого пространства может размещаться, словно наблюдательный пост, прозрачный кабинет начальника, отмечают специалисты.

Как заметила Наталия Тишендорф, офисы японских компаний по планировке напоминают европейские.

Сложно выделить среди всего этого многообразия российскую модель офисной планировки. По мнению Наталии Тишендорф, Россия переняла элементы разных культур.

Руководитель отдела исследований компании CB Richard Ellis / Noble Gibbons Ирина Флорова считает, что россияне тяготеют к отдельным кабинетам. Однако многое зависит от профиля деятельности компании и ее отделов. Если фирма занимается продажами, то сотрудникам требуется постоянно обмениваться информацией и работать быстро, чему способствует открытое пространство, спланированное в европейском стиле. Юристам и финансистам, наоборот, нужны отдельные кабинеты или хотя бы помещения со звуконепроницаемыми перегородками. Но экономия площади в бизнес-центрах, дефицит комплексов классов А и В и дорогая аренда (средневзвешенная ставка по итогам июня 2006 г. составляет $675-875 за 1 кв. м в классе А и $437-395 в классе В без НДС и эксплуатационных расходов) вынуждают некоторых руководителей создавать максимально открытые помещения с минимумом перегородок, а иногда и перенаселять офисы сотрудниками.

Как говорит Анастасия Хоменчук, директор офисного отдела компании DTZ, создавать open space для арендатора или собственника дешевле, чем оборудовать офис отдельными кабинетами.

Офисные решения

Офис — визитная карточка компании, и дизайн офисного пространства — это, кроме всего прочего, сообщение, которое хочет донести компания до своих клиентов и партнеров. Заместитель генерального директора компании “Экопси Консалтинг” психолог Анна Бурова убеждена, что владельцам и арендаторам офисов не стоит ориентироваться только на моду, например, в цветовой гамме или дизайнерском стиле. А стильно выглядеть должна не только приемная, но и “кухня” — все рабочие помещения, куда обычно не приглашают посетителей, но откуда сотрудники выходят к гостю “с соответствующим выражением на лице”.

Гоняясь за новыми веяниями моды, компаниям не всегда удается создать действительно функциональные офисные пространства. Например, за проект зоны ожидания для посетителей в одном из новых офисов Межпромбанка дизайнер получил премию. Но с точки

зрения самих посетителей, это пространство не может быть использовано для ожидания. Практически замкнутое помещение, спланированное так, что находящимся в нем не видно, где вход и где выход, вызывает панику вплоть до клаустрофобии.

Сотрудники общественной организации “Ассоциация менеджеров” говорят, что часть их офиса в одном из зданий ММДЦ “Москва-Сити” оформлена стеклянными стенами, кое-где образующими совершенно бесполезные и недружелюбные углы, в которых можно разве что распекать подчиненных.

Руководитель отдела продаж компании “Астарта Престиж” Юрий Никитин рассказал, что тенденцией последнего времени стало использование в дизайне офисов компаний корпоративных цветов. Переговорные зоны теперь стали делать более открытыми, например с прозрачными стенами. На стеклянных перегородках и предметах нанесены логотипы компаний. В общих зонах и на ресепшене используется подсветка. Основными материалами в офисах по-прежнему остаются алюминий, стекло и пластик. Из стилей популярен хай-тек. В моде офисные перегородки серебристого и серо-металлического цветов и мебель из дерева. Кабинеты топ-менеджеров часто оформляются деревом благородных пород.

Чем перегородить

Отдельная тема — офисные перегородки. К неустаревающим изобретениям можно отнести перегородки мобильные. В настоящем открытом open space применяют как раз их. Также они используются, например, в биржевых залах. С помощью таких перегородок можно постоянно менять планировку помещения, устанавливаются они быстро и являются самыми дешевыми офисными перегородками.

Часто open space зонируют при помощи каркасных, или стационарных, систем. Они монтируются на месте, требуют больше времени на установку. Примеры таких систем есть в “Башне-2000” в “Сити”, в бизнес-центре “Тауэр”, который недалеко от ст. м. “Третьяковская”.

Есть и трансформируемые перегородки. Обычно они используются в универсальных помещениях. Это может быть переговорная комната, превращающаяся по мере необходимости в конференц-зал. В отличие от мобильных трансформируемые системы крепятся на специальных рельсах, которые монтируются на потолке.

Цельностеклянные системы чаще используются в торговых центрах (много установлено в ТЦ “Дружба”). Но есть примеры их применения в бизнес-центрах, например в “Северной башне” в “Сити”.

Цены на перегородки варьируются в зависимости от их типа, метража оборудуемого помещения и производителя. Компания, заказывающая услуги, может заплатить как $50, так и $600 за 1 кв. м. Некоторые международные компании, открывающие офисы в Москве, предпочитают заказывать перегородки за рубежом.

Здания с возможностями и без

Планировка этажа напрямую зависит от проекта здания. Не все здания позволяют арендаторам создать open space или, наоборот, коридорную систему.

Известно, что в историческом центре Москвы находятся представительские офисы крупных российских и зарубежных компаний. И большая часть из них располагается в зданиях довоенной или вовсе дореволюционной постройки. Как говорит Ирина Флорова, часто это бывшие доходные дома с огромным количеством несущих стен, в которых оборудовать современный офис и тем более open space почти невозможно. А цены аренды в таких офисах доходят до $700 за 1 кв. м в год и выше. Так, на ул. Знаменке в этом году помещения с видом на храм Христа Спасителя сдавались по ставкам $1500 за 1 кв. м в год.

В домах вдоль Тверской улицы и во дворах, по словам Флоровой, потолки низкие, а средний размер сдаваемых в аренду офисных блоков — только 200-500 кв. м. По данным DTZ, больше всего запросов от арендаторов поступает на помещения 1500-2000 кв. м.

Как говорят специалисты “Капитал Груп”, идеальной формой для офисного здания считается прямоугольник с ядром внутри — центральной частью здания с лифтовыми шахтами и инженерными коммуникациями. Такая структура позволяет сделать самую удобную и эргономичную планировку. Правда, форма участка часто не позволяет реализовать подобный проект. Форма участка, так же как и подъездные пути к нему или городской ландшафт, безусловно, влияют на проект.

В гостях у компании

Компания Jones Lang LaSalle занимает два этажа в бизнес-центре на Космодамианской набережной, 52/3. По словам Наталии Тишендорф, помещение спланировано по принципу европейского open space. Для топ-менеджеров в JLL отведены отдельные кабинеты. Основной же штат на каждом этаже сидит в большом открытом помещении. Отдельные зоны созданы для финансистов и менеджеров по персоналу. Общая площадь офиса, занимающего два этажа, составляет около 2400 кв. м. В штате работает 170 сотрудников.

В JLL около шести переговорных, которые представляют собой изолированные комнаты. Дополнительно оборудованы телефонные комнаты. Кроме кухонь на этажах есть кофе-румы, или “кофисы”, где сотрудники могут, сидя в креслах, выпить по чашке кофе и обсудить дела в более непринужденной обстановке, чем за рабочим столом. “Кофисы” — распространенная в европейских офисах зона, в которой за приготовлением кофе следит специально нанятая для этого “кофе-леди”.

Помещение JLL оформлено в стиле модерн. В цветовой гамме преобладают светлые тона. Например, мебель от фирмы Bene сделана из беленого дуба. Полы выстелены бежевым ковролином, само помещение довольно светлое, так как окна расположены по обеим сторонам комнат.

Помещение другого консультанта — компании DTZ находится в бизнес-центре “Дукат-2”, рассказала Анастасия Хоменчук. Консультанты занимают около 400 кв. м. В штате компании 57 сотрудников. В офисе семь отделов, на каждый из которых приходится своя зона, отделенная от других стандартными мобильными перегородками, обитыми войлоком. Руководство работает в трех изолированных кабинетах. Особые зоны отведены также для бухгалтерии, финансового отдела и менеджера по персоналу. Специалисты отдела маркетинга и исследований сидят за высокими перегородками. В офисе есть две переговорные, мини-кухня и зона ожидания для посетителей. Из производителей мебели DTZ выбрала канадскую “Тексистемс”.

Как рассказали в пресс-службе девелоперской компании “Капитал Груп”, офис компании располагается на двух этажах 14-этажного бизнес-центра Capital Plaza в 4-м Лесном переулке, где занимает площадь 5313 кв. м. Офис также организован по принципу open space. Такая планировка позволяет эргономично использовать пространство и без проблем организовывать новые рабочие места. Есть и отдельные кабинеты, предназначенные для работы, требующей большой концентрации внимания, что нужно, например, специалистам по финансам, аналитикам. Специальные комнаты также отведены для хранения документации и архивов.

На каждом этаже офиса есть ресепшн и зона ожидания. А также общее рабочее пространство отделов, кабинеты руководителей, переговорные и небольшие кухни. В силу своей профессиональной деятельности компания уделила особое внимание зоне ресепшн и презентационной VIP-зоне. Также компания оборудовала презентационный шоу-рум с плазменными экранами.

Консалтинговая компания Blackwood располагается в историческом особняке на Волхонке. “Несмотря на то что архитектура здания в чем-то ограничивает наши возможности по размещению персонала, никто из нас не хочет менять такой шикарный вид на Кремль, открывающийся почти из каждого окна офиса”, — делится мнением старший консультант компании Андрей Жамкин.

Blackwood арендует в здании четыре этажа. Три этажа занимают самые большие по численности департаменты: коммерческой, загородной недвижимости, аренды и продажи жилых помещений. В отдельных помещениях находятся департамент рекламы и связей с общественностью, управляющая компания “Blackwood Фонды недвижимости”, юридический департамент и кабинет управляющего партнера. “При планировке офиса мы придерживались, насколько это было возможно, западных принципов организации пространства, — рассказывает Жамкин. — Например, под департамент коммерческой недвижимости и департамент аренды жилых помещений отведено помещение общей площадью 200 кв. м (по 100 кв. м на каждый) с перегородками из стекла. У руководителей департаментов отдельные кабинеты. На каждом этаже есть небольшие комнаты-кухни и гардеробные”.

Человек в четырех стенах

Весной 2006 г. “Астарта Престиж” провела опрос среди сотрудников московских компаний, чтобы выявить параметры идеального офиса. В опросе приняли участие 500 человек, из которых 50% были менеджерами среднего звена, 10% — топ-менеджерами, 10% — начальниками разных уровней и 30% составили рядовые сотрудники.

Оказалось, что 94% опрошенных в идеале хотели бы видеть такой офис, в котором у каждого сотрудника есть рабочее место, отделенное от коллег. И только 6% высказали мнение, что между сотрудниками не должно быть никаких перегородок. 43% специалистов предпочитают офисы кабинетного типа, а 51% считают удобным open space с офисными перегородками. Но большинство опрошенных отдают предпочтение все-таки обычным, непрозрачным перегородкам, так как они создают иллюзию отдельного кабинета.

Сложности в open space испытывают специалисты, которым постоянно необходимо концентрировать внимание, например аналитики, считает Флорова. Даже в консалтинговой компании, практикующей командный стиль работы, аналитики и отделы исследований не всегда могут полноценно работать в общей комнате. Некоторые отчеты приходится писать дома или в офисе по выходным, поделилась впечатлением Флорова.

Однако консультант-психолог кадровой компании “Анкор” Вера Александрова считает, что дело не в модели open space, не в перегородках и не в профиле деятельности компании. Если в open space кому-то неудобно, значит, это неграмотно спланированный open space и недоработка не только дизайнерская, но и менеджерская. Анна Бурова из “Экопси Консалтинг” добавляет, что слухи о так называемой стрессовой ситуации в офисе свободной планировки преувеличены.

Применение принципа свободной планировки в бизнесе дало много преимуществ — например, не только сплотило коллективы компаний, но и в какой-то степени размыло грани между руководителями и подчиненными, делится мнением Вера Александрова. “Теперь начальники стали сидеть в своих комнатах при открытых дверях”, — говорит она.

При организации офисного пространства приходится принимать во внимание и этические аспекты. Позволять или не позволять сотрудникам заполнять пространство вокруг себя разными личными вещами вроде мягких игрушек, устраивать или не устраивать в офисе комнату релаксации — на эти вопросы руководство различных компаний отвечает по-разному.

Психологи убеждены, что комнаты релаксации нужны. От довольных жизнью сотрудников руководство может получить больше эффективности в работе. Как объяснила Вера Александрова, человек не может находиться весь день в напряжении, не меняя обстановки. Если это происходит изо дня в день, то сотруднику грозит эффект “профессионального выгорания”. Но каждый расслабляется по-своему. Кому-то хочется побыть 5 минут в абсолютном уединении, а кому-то — обсудить рабочие дела с коллегами в непринужденной обстановке. Часто это зависит от рода деятельности. Если специалисты заняты индивидуальной работой, то скорее всего им захочется переключиться на общение друг с другом, и наоборот.

Как призналась Наталия Тишендорф, в московском офисе JLL была одно время такая комната, но большой пользы от нее не было. Быть может, потому, что комната не запиралась на ключ.

Если создать зоны отдыха в офисе — проблема, психологи рекомендуют обустроить пространство еще чем-то, что может способствовать переключению внимания и расслаблению. Например, можно не создавать отдельной комнаты, а просто расставить цветы в рабочих отсеках.

“У всех людей разная способность концентрироваться и расслабляться. Кто-то начинает быстро работать в шумной обстановке, а другой, наоборот, способен сосредоточиться только в тишине”, — рассказывает Бурова. Поэтому вариант открытого пространства, на ее взгляд, оптимален. Но это пространство должно быть спланировано таким образом, чтобы в нем было комфортно и интровертам, и экстравертам.

Если же жалобы все-таки возникают, то руководителю лучше обратить на них внимание вовремя, так как часто за недовольством рабочим местом кроются и более серьезные причины, по которым сотруднику некомфортно работать в данной компании, убеждена Анна Бурова.

В поисках нормы

В Москве нет общего для всех свода правил о зонировании рабочего пространства. Нет, например, кодекса норм, которые бы разработала и единодушно приняла “большая четверка” московских консультантов, как она сделала это с классификацией офисов. По словам управляющего партнера компании Colliers FM (управляющая компания) Константина Баранова, московская Colliers FM выработала для себя правила, в которых сочетаются европейские нормы и собственная практика компании.

По данным DTZ, каждый сотрудник должен сидеть не дальше чем в 8 м от естественного источника света. В Praedium считают, что на каждого специалиста должно приходиться не меньше 5 кв. м офисной площади. В той же Германии подобные нормы являются частью законодательства.

Недавно Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko опубликовала исследование ситуации в офисах Европы. Она исходила из профиля бизнеса компаний. Оказалось, что больше всего в европейских государствах — около 17 кв. м на человека — приходится в юридической сфере, где вместо свободной планировки в офисах распространены кабинеты. Около 15 кв. м на одного сотрудника отводится в банках и примерно 14 кв. м — в IT-индустрии. В среднем в европейских странах, как показывает практика, на рядового сотрудника отводится 14 кв. м пространства.

Столичные Московские городские строительные нормы (МГСН) не дают детального описания того, сколько, например, квадратных метров должно приходиться на каждого сотрудника в офисе, в том числе и в open space. Однако о себе московский властный ресурс никогда не забывает. В начале 2000-х гг. в СМИ было много резонанса от новости о правительственном квартале в ММДЦ “Москва-Сити” для размещения городской мэрии. По проекту 2002 г. квартал должен был занять 2,8 га в “Сити” между Краснопресненской набережной и 1-м Красногвардейским проездом. Площадь застройки составляла 215 000 кв. м, а чиновников в здании должно было разместиться примерно 7500 человек, т. е. на каждого из них приходилось по 20 кв. м.

Бизнес-психологи сходятся во мнении, что норма соблюдена, если в офисе комфортно каждому рядовому сотруднику. Но, может быть, уже не за горами время, когда подавляющая часть человечества будет работать дома, и проблема отпадет сама собой. Офисы же станут чем-то вроде библиотеки, куда нужно будет приходить время от времени, пользоваться общими рабочими столами и сдавать отчеты, — т. е. идеальными офисами.


Марина Ховратович Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Чувство пространства":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Evanda: Оккупируя пространство

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Evanda Chevrolet Evanda: огромный автомобиль за небольшие деньги Россия, как известно, страна во многом азиатская. Отчасти поэтому у нас довольно часто определяющую роль играет вес.

» Американскии автомобили - 2188 - читать


Mazda RX-8: Чувство полета

В тесте участвуют автомобили: Mazda RX-8 Она такая одна. Ни на что не похожая.

» Японские автомобили - 2159 - читать


Renault Espace: Воздушное пространство

В тесте участвуют автомобили: Renault Espace Сегодня нет, пожалуй, ни одного крупного автопроизводителя, в модельном ряду которого не было бы минивэнов. Однако, несмотря на жесткую конкуренцию в этой нише, «Renault» продолжает совершенствовать свой Espace.

» Французские автомобили - 2193 - читать


Машины научились чувствовать людей

• Rinspeed SensoНа автосалоне в Женеве в марте этого года швейцарская компания Rinspeed представит свой новый концепт, который получит название Senco. Особенность этого автомобиля заключается в том, что он может реагировать на чувства человека! Уже стало доброй традицией, что Rinspeed ежегодно показывает какой-нибудь необычный концепт, который заставляет по-новому взглянуть на всю концепцию создания современных автомобилей.

» Разное - 1747 - читать


Hyundai Getz: Маленький Мук - повелитель пространства

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Getz Посмотреть другие фото (3) Продемонстрировать, как можно сделать каждый сантиметр пространства полезным, у инженеров "Хёндэ" лучше всего получилось на примере малолитражки. Фокусы на заданную тему «Большой тюрбан, широкий кушак, просторные шаровары, синий халат... а еще дамасский кинжал за поясом и сверкающие башмачки».

» Познавательное про авто - 3228 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Чувство пространства

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru