Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Экспансия торговых центров

 

Экспансия торговых центров

 

 

В последнее время на столичном рынке торговой недвижимости все чаще появляются крупные зарубежные фирмы, инвестирующие в него не только финансовые средства, но и современные технологии. Особое внимание уделяется торговым центрам, появление которых существенно изменило сам стиль отечественной торговли. Наиболее активно развивается сетевая торговля. Нет сомнений, что в ближайшее время "сетевики" начнут осваивать другие регионы.

Ситуация в Москве

На сегодняшний день наиболее перспективным городом для развития сектора торговой недвижимости считается Москва.

загрузка...

 

 

Столица, с населением почти 12 млн человек, сконцентрировала около 60% общего дохода страны и 30% всего торгового оборота. Исследования рынка, проводимые российскими и зарубежными аналитиками, показали, что москвичи порядка 60% своего дохода тратят на покупки. Официальные источники оценивают среднемесячный доход москвичей в $400-500. В регионах этот показатель в два раза меньше. Неудивительно, что именно в Москве отмечается бурное строительство торговых центров, общая площадь которых на третий квартал этого года составила порядка 800 тыс. кв. м. Правительство Москвы планирует строительство еще порядка 8 млн кв. м площадей. Правда, при этом количество квадратных метров современных торговых площадей на одного жителя Москвы значительно отстает от Западной и Восточной Европы. Среднеевропейское соотношение - 198 кв. м торговых площадей на тысячу жителей, а в столице - менее 80.

Однако сейчас в Москве уже началось насыщение рынка. После того как в столице появились западные торговые сети, российским компаниям стало очень сложно конкурировать с ними в формате гипермаркета. 2002 год был наиболее успешным для строительства коммерческой недвижимости. Самыми значимыми проектами, реализованными в прошлом году, стали:
- крупнейший в России торговый центр "Мега",
- торгово-развлекательный центр "Атриум",
- "Крокус Сити Молл" - вторая очередь комплекса "Крокус Сити",
- гипермаркет AUCHAN - пилотный проект французского ритейлера на Осташковском шоссе,
- "Рамстор-Сити" на Ленинградском проспекте - крупный торгово-развлекательный центр регионального масштаба на севере столицы,
- гипермаркет "Маркткауф" на Новорязанском шоссе - пилотный проект немецкой компании AVA AG в России.

В 2003 году в Москве начнется строительство сети гипермаркетов "Мосмарт". Он станет первой российской системой гипермаркетов. Для этих целей компания "Седьмой континент" объединилась с ОАО "Гиперцентр". Компания обладает большим опытом организации торговой деятельности, в ее структуру входят 29 магазинов в Москве. В 2003 году ею будет открыто еще 20 торговых центров, инвестиции в них составят $200 млн.

Можно утверждать, что приход иностранных инвесторов дисциплинирует отечественный рынок и обязывает российские компании работать по мировым стандартам.

Источник капитала

За спиной западных инвесторов стоят мощные банки и фондовый рынок. Не первый год за рубежом формируются механизмы и институты по использованию колоссального российского финансового потенциала. Однако выход на отечественный фондовый рынок частного инвестора сопряжен с определенным риском - не приумножить, а уменьшить свое состояние, поскольку к банковским вкладам пока еще не у всех восстановлено доверие, кроме того, ставки постоянно понижаются. И, оставаясь перед выбором, вкладчик выбирает вариант вложения денег в реальные проекты, особенно в области недвижимости.

Между тем инвестор сознательно идет на эти риски. Это обусловлено высокой доходностью сдачи в аренду торговых площадей, тем более что арендные ставки в этом сегменте постоянно растут. В свою очередь высокие доходы обеспечивают быструю окупаемость: от 2 до 5 лет. Пока увеличение объема торговых площадей сочетается с большим спросом, размер арендной платы будет оставаться на достаточно высоком уровне. Самая высокая цена аренды - от $2500 в год за 1 кв. м - в центральном районе Москвы, в помещениях, имеющих особо выгодное расположение. А самая низкая цена аренды - от $500 за квадратный метр в год - например, в Северо-Восточном АО.

Многие организации и частные лица не хотят себя связывать владением и управлением торговой недвижимостью, но при этом их интересует целевое вложение средств и гарантированный стабильный доход. (Здесь и далее речь идет как о российских, так и о зарубежных инвесторах.) Наши инвесторы, которые приобретают долю в проекте, приобретают и долю риска, который не всегда поддается прогнозированию и управлению, особенно на стадии получения различных согласований и разрешений. Но чем раньше инвестор присоединится к проекту, тем более выгодные условия он получит. На ранней стадии проектирования, получения всех согласований, соинвестор может иметь льготные условия по арендным ставкам или по выбору выгодных площадей в торговых центрах, взаимозачетам... То есть большинство приоритетов принадлежат ему.

Торговая недвижимость приносит и косвенные доходы: от обслуживания клиентов-арендаторов до обменного пункта, отделения банка и т. п. Речь в данном случае идет о банке-инвесторе, ведь ему важно иметь арендаторов своими будущими клиентами в качестве юридических лиц. Немаловажно, что торговый центр приносит существенные налоги в городской и федеральный бюджет, которые очень трудно скрыть в отличие от уличной, палаточной торговли. Поэтому реализация проектов строительства торговых комплексов выгодна не только инвесторам, но и властям и жителям города.

Столица получила в 2002 году инвестиций меньше, чем в предыдущем, 2001-м. Произошло естественное перенаправление потоков на регионы. Причина в том, что раньше все западные, региональные и местные инвестиции аккумулировались в столице. А в регионах между тем накоплен, но не реализован солидный капитал. Там сформировались новые инвесторы, вернулись те, кто был ориентирован своими финансовыми капиталами исключительно на Москву, к тому же в регионы "пошли" и столичные инвесторы. Сегодня срок окупаемости проектов торговых центров в регионах от 2,5 до 6 лет, что несколько больше, чем в столице.

За регионы говорят те факты, что некоторые города сегодня переживают инвестиционный и, как следствие, строительный бум. Это Санкт-Петербург, Екатеринбург, Челябинск. В других городах отмечается тенденция устойчивого роста - Ростов-на-Дону, Нижний Новгород.

Вокруг земли

Следующим и одним из наиболее важных факторов, способных повлиять на ситуацию на рынке торговой недвижимости, можно считать вопрос, связанный с собственностью на землю. За собственниками объектов теоретически закреплено право продажи земельных участков. Однако технически его трудно реализовать. Таким образом, в случае перехода земельных участков в другую категорию собственности земельная составляющая может послужить причиной увеличения продажной цены объектов коммерческой недвижимости и роста базовых арендных ставок.

Борьба за российского потребителя постепенно распространяется на регионы. Сегодня практически в каждом крупном населенном пункте строится торговый центр. В некоторых городах даже реализуется одновременно несколько проектов. Строительство большей части торговых центров инициировало местное бизнес-сообщество, профинансированное местными же банками. Вторую, куда меньшую часть составляют объекты, девелоперами которых выступают компании, реализовавшие свои проекты в Москве и Московской области. Однако управление и обслуживание ТЦ в регионах пока еще уступает столичному, а тем более - мировому. Очевидно, что регионалы по объективным причинам не имеют возможности конкурировать с коммерческими структурами, обладающими профессиональным менеджментом и крупными инвестиционными возможностями.
Региональная выгода

В существующей общероссийской программе развития региональных торговых центров принимают активное участие несколько компаний: "Межбанковская инвестиционная группа" (МИГ), реализующая программу "Торговый квартал", ИКЕА, "Мега", которая собирается построить по всей стране торговые моллы, "Русский Сувенир-2000" со своими "Мегамагами" и ООО "Время", активно инвестирующее средства в региональные проекты.

Другие крупные инвесторы пока проявляют интерес только к Санкт-Петербургу. Таковыми являются, например, компании "Рамэнка" и "Гиперцентр". У первой девелоперский бизнес ограничен Москвой и Петербургом, но в качестве арендатора она будет размещать свои "Рамсторы" и в объектах группы МИГ и, возможно, в моллах "Меги". "Гиперцентр" реализует проекты "Мосмарт" в Москве и "Росмарт" в регионах. Есть еще компании, ограничивающиеся в своих проектах только Центральным федеральным округом, как, например, "Файненшл Бридж", построившая торговый центр в Туле.

ИКЕА объявила о развитии своих торговых центров в 12 российских городах, в которых приобретаются в собственность земельные участки. На сегодняшний день компания уже приобрела земельные участки в Уфе, Екатеринбурге, Казани, Петербурге и Новосибирске.

Похожие планы и у "Межбанковской инвестиционной группы", которая планирует построить в течение двух-трех лет свои "Торговые кварталы" более чем в десяти российских городах. Кроме того, уже приобретен участок земли в Ростове-на-Дону и ведутся переговоры о выделении территории под строительство с администрациями Воронежа, Уфы, Иркутска и Нижнего Новгорода. До 2006 года планируется открыть Park House в Уфе, Саратове, Казани, Перми и других городах, которыми МИГ также интересуется. У "Дикси" есть магазины в Туле, Санкт-Петербурге и Челябинске. В этом году планирует выйти в города-миллионники петербургская сеть "Пятерочка".

Помимо этого откроется первый супермаркет "Рамстор" площадью 2 тыс. кв. м в Красноярске. Кроме того, турки ведут переговоры об открытии магазинов в Нижнем Новгороде, Казани и Владивостоке. К 2005 году общий объем инвестиций Рамэнка на российском рынке составит не менее $500 млн. Это отражает общее настроение иностранных ритейлеров и аналитиков, которые считают, что сегодня Россия входит в десятку стран, наиболее привлекательных для торговой экспансии.

Закрепляться в регионах начали и российские сети. Например, "Перекресток" открывает супермаркеты в Санкт-Петербурге и Краснодаре. Для этого компания нашла партнера, с которым будет осваивать города-миллионники. Им стала самарская группа компаний "Время". Но новому альянсу придется конкурировать с Межбанковской инвестиционной группой (МИГ). Аналитики полагают, что конкуренция будет жесткой. Начнется гонка за лидером, все будут стремиться первыми застолбить место в миллионниках. Ведь тем, кто придет в регион вторым или третьим, потребуется гораздо больше времени и вложений, чем московскому ритейлору, пришедшему в город первым. "Перекресток" неоднократно заявлял о своих больших амбициях на региональных рынках.

Да и у "Времени" большая программа строительства торговых центров в регионах. До 2006 года планируется открыть 6-8 торговых центров в городах-миллионниках в европейской части России и на Урале.

Впрочем, некоторые аналитики уверены, что торговый бум должен уже скоро закончиться. Потому что на фоне ряда удачных проектов незаметны просчеты тех, кто переоценивает платежеспособный спрос населения и темпы роста отечественного ритейла.

Вопросы стратегии
На сегодняшний день оптимальной программы выхода в регионы не существует. Можно назвать три пути экспансии регионов.
1. Московская компания выступает основным инвестором, а местный партнер берет на себя процесс получения земли и дальнейших согласований.
2. Покупка объектов на вторичном рынке и их дальнейшая реконструкция под ТЦ.
3. Самостоятельная реализация проекта и связанные с этим трудности с получением землеотвода у местных властей.
Заметим, что третий вариант наиболее проблематичный: бюрократические препоны, временные затраты, подбор и оформление участков и т. д.

Одна из самых больших проблем, связанных с экспансией торговых центров в регионы, - кадровый голод. Нехватка профессиональных кадров (девелоперских, управленческих, менеджерских и т. д.) есть и в Москве, но в регионах положение еще более запущено. Везти из Москвы команду управленцев не всегда эффективно, поэтому многие работают по схеме дистанционного управления. Однако в этом случае степень доверия между партнерами должна быть очень высока.

Вторая группа проблем связана с отсутствием объективной информации о регионе. Отдельно следует остановиться на проблеме заполняемости торгового центра. В ряде случаев эта нехватка компенсируется за счет местных известных торговых марок и прочих региональных компаний. Дефицита в местных компаниях нет, но их качество может не устраивать девелоперов. Часто при сдаче площадей местным компаниям руководству торгового центра приходится устанавливать для них определенные требования по качеству отделки, торгового оборудования и представляемым торговым маркам. При этом местное бизнес-сообщество может оказывать противодействие и настороженно относиться к пришельцам, понимая, что те "уведут" у них часть покупателей. Так что проблем с выходом в регионы более чем достаточно.

Инвестиционный климат в России постепенно улучшается. Его дальнейшее развитие - общая задача властей, инвесторов и участников рынка. Тем более что отечественный инвестор сегодня в состоянии реализовать важнейшие проекты не хуже западных коллег.


Татьяна Крол Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Экспансия торговых центров":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

На всякий пожарный. Чиновники намерены временно закрыть торговый центр «Икеа в Нижнем Новгороде

Позволив компании « ИКЕА Мос» открыть торговый центр с нарушениями противопожарной безопасности и без акта госприемки, чиновники теперь намерены обратиться с иском в суд о временном закрытии ТЦ. Представители компании недоделки в здании признают, но готовы устранить их без приостановки торговли.

» Безопасность бизнеса - 2623 - читать


Шопинг-перекус. Правила работы на рынке фуд-кортов в торговых центрах

Московские магазины испытывают бум покупательской активности. Девелоперы торговых центров давно поняли, что потенциальных клиентов нужно привлекать не только сезонными скидками, но и возможностью совмещать полезное (шопинг) с приятным (семейный досуг и развлечения). В связи с этим у современных торгово-развлекательных центров непременный атрибут — наличие фуд-кортов, позволяющих перекусить, не покидая гостеприимных стен торгового центра.

» Маркетинг - 6819 - читать


15 «Счастливых семей» для Подмосковья. RIGroup планирует построить новую сеть торговых центров

Как стало известно « Ведомостям», столичный девелопер RIGroup планирует построить в небольших городах Московской области 15 торговых центров. Центры будут объединены в сеть под общим брендом «

» Управление и менеджмент - 2358 - читать


IKEA зовёт в гости. Компания начинает строить гостиницы при торговых центрах «Мега»

Вчера шведская компания IKEA заявила о своих планах осваивать российский рынок гостиничной недвижимости. Свой первый отель в России IKEA построит в Нижегородской области, рядом с торгово-развлекательным центром (ТРЦ) « Мега».

» Управление и менеджмент - 2208 - читать


Миллиард в миллионники. Волгоградская Diamant Development Group построит в регионах сеть торговых центров

Волгоградский девелопер Diamant Development Group (DDG) до 2010 года планирует построить в регионах сеть торговых центров стоимостью около $1,2 млрд. Еще $300 млн компания планирует потратить на строительство офисов. Это уже восьмой проект, предусматривающий крупные вложения в торговую недвижимость в регионах.

» Управление и менеджмент - 2129 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » Экспансия торговых центров

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru