Волгоградский девелопер Diamant Development Group (DDG) до 2010 года планирует построить в регионах сеть торговых центров стоимостью около $1,2 млрд. Еще $300 млн компания планирует потратить на строительство офисов. Это уже восьмой проект, предусматривающий крупные вложения в торговую недвижимость в регионах. Эксперты не исключают, что девелоперы переоценили региональный рынок.
Diamant Development Group основана в 1992 году.
Работает на рынке Волгограда и области. Владеет 350 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в стадии строительства — девять ТЦ площадью 150 тыс. кв. м. Владелец — Олег Михеев. |
До 2010 года DDG построит 1,5 млн кв. м коммерческой недвижимости в регионах России, из которых 1,2 млн кв. м торговых площадей и 300 тыс. кв. м офисов, сообщил Ъ президент компании Олег Михеев. «Стратегия предусматривает строительство ТЦ площадью 50—110 тыс. в городах-миллионниках, преимущественно в Сибири и на Урале и в Южном федеральном округе. Кроме того, комплексы около 50 тыс. м каждый планируются в 13 городах с населением 0,5—1 млн человек (наиболее приоритетны Саратов, Воронеж, Краснодар, Ярославль.- Ъ) и небольшие торговые комплексы — в 20 городах с населением около 300 тыс. человек (Кемерово, Тула, Калуга, Киров и др.- Ъ)",- рассказал господин Михеев. По его словам, компания уже имеет в собственности ряд площадок, в ближайшее время начнется реализация первого этапа инвестпрограммы — строительства в Южном федеральном округе 28 торговых, офисных и гостиничных объектов общей площадью 490 тыс. кв. м. По словам господина Михеева, инвестиции в программу составят $1,5 млрд, из которых 40% — собственные средства компании. В города-миллионники DDG планирует инвестировать 60—70% выделенных средств. «Эта сумма позволит нам получить долю рынка в размере 30% в сегменте ТЦ в городах-миллионниках»,- уверен господин Михеев.
Diamant Development Group основана в 1992 году. Работает на рынке Волгограда и области. Владеет 350 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, в стадии строительства — девять ТЦ площадью 150 тыс. кв. м. Владелец — Олег Михеев.
За последнее время о планах строительства федеральных сетей ТЦ заявили ряд крупных девелоперов, среди которых ОАО «Регионы», DVI, «Гарант-Инвест», «Ташир», «Росевродевелопмент», а также фонды London & Regional Property (L&RP) и Fleming Family & Partners с портфелями более $1 млрд каждый. «Пока в регионах немного качественных торговых площадей, но, учитывая количество заявленных проектов, через три-четыре года эти рынки достигнут порога насыщения в 300—500 тыс. кв. м»,- констатировал гендиректор девелоперской компании «Росевродевелопмент» Иван Ситников. По его расчетам, в городах-миллионниках есть спрос на два-три крупных ТЦ площадью около 100 тыс. и пять-шесть комплексов районного масштаба по 20—30 тыс. кв. м. По данным консалтинговой компании Colliers International, с учетом анонсированных до ноября 2006 года проектов рубеж в 300 тыс. кв. м преодолеют все города-миллионники (подробнее см. таблицу). «Проекты, которые заявляются сейчас, могут столкнуться с проблемами позиционирования и привлечения арендаторов или вовсе не выйти на рынок»,- отметил Иван Ситников. Заявлять проекты в крупных городах сегодня все более рискованно, рассуждает директор по развитию в России L&RP Дэвид Джованис. С насыщением рынка к 2010 году доходность девелопера может снизиться с 20% до 12—14%, а в перспективе приблизиться к среднеевропейскому уровню в 6%. «Девелоперам уже стоит ориентироваться на небольшие города с населением 300—500 тыс. кв. м. Эта ниша еще не заполнена: в ряде городов нет ни реализованных, ни заявленных проектов, хотя доходность ТЦ там не ниже, чем в миллионниках»,- полагает господин Джованис.