Качественных гостиниц в Москве не хватало всегда – ни в советское время, ни в капиталистическое. К тому же, в последнее время множество гостиничных мест были временно потеряны из-за реконструкции ряда гигантских, но устаревших гостиниц – "Интуриста", "Минска", "Москвы", "России", "Украины". Поэтому открытие любого отеля, способного вместить более 500 человек, в столице не проходит незамеченным. В субботу Москва обзавелась еще одним качественным трехзвездочным отелем, строительство которого началось еще в СССР.
Не больше, не меньше, а 18 лет длилось возведение самой большой на сегодняшний день гостиницы сети Holiday Inn - Holiday Inn Moscow Sokolniki.
Закладка фундамента началась в 1988 г, но по ряду причин через 10 лет стройка была заморожена, и только после покупки проекта британской компанией InterContinental Hotels Group возведение гостиницы возобновилось в 2003 г.
Общий размер инвестиций в строительство и оснащение гостиницы в Сокольниках составил около 70 млн долл, из которых около 2 млрд руб прокредитовал Банк Москвы. По оценкам банка, окупаемость инвестиций составит 6-7 лет в зависимости от конъюнктуры рынка. Одной Москвой InterContinental Hotels Group ограничиваться не намерена. Управляющий гостиницы, региональный директор InterContinental Hotels Group в России и на Украине Маркку Валберг сказал, что в ближайшие 12 месяцев InterContinental Hotels Group откроет гостиницы в Санкт-Петербурге и еще в пяти региональных городах в России.
Гостиница Holiday Inn Moscow Sokolniki – самая большая из четырех московских отелей сети Holiday Inn /уже работают отели Holiday Inn на Лесной, на Сущевском валу и в Виноградово/. Именно она занимает третье место по величине среди отелей этого бренда в мире. Общая площадь здания гостиницы составляет 55,615 кв метров, в том числе 9,880 кв метров подземной и 45,735 кв метров наземной частей. Все номера гостиницы размещены в 25-этажной башне, а остальные помещения расположены в четырехэтажной части здания. Гостиница располагает 523 номерами – это 1046 мест, в том числе комнатами для людей с ограниченными физическими возможностями, а также номерами повышенной категории. По оценкам экспертов компании Ernst&Young, "новый проект отличается от уже существующих в Москве гостиниц Holiday Inn большим размером и лучшим соотношением цена/качество".
С особой гордостью М.Валберг упомянул два факта – то, что открытием гостиницы они обеспечили работой более 300 человек, большинство из которых живут именно в Северо-восточном округе, где и расположены Сокольники. А вторым поводом стал факт, что шеф-поваром в гостинице является женщина /что действительно необычно не только для пригостиничных ресторанов, но и ресторанов вообще/. "Готовить настоящие русские блюда умеют только женщины", - авторитетно заявили иностранцы в России и поставили во главу кухни москвичку.
Маркку Валберг сказал, что средняя ставка за гостиничный номер в 2006 г составит не менее 150-160 долл в сутки, и в первый год работы гостиницы, среднегодовая загрузка ожидается на уровне 60-80 проц.
Подобная стоимость ночи в отеле в принципе вписывается в ценовые рамки по Москве - по оценкам специалистов Ernst&Young для 3-звездочного отеля средняя цена стандартного номера составляет 115-203 долл в сутки. За отель 2-звездочного класса просят 30-100 долл, за 4-звездочный отель – 220-426 долл, а за пять звезд в среднем платят 335-750 долл за ночь. Несмотря на то, что номера кажутся весьма недешевыми, владельцы отелей не жалуются на отсутствие постояльцев – "приличных" гостиниц в Москве настолько мало, что приезжие гости готовы платить, лишь бы жить в комфорте. В обзоре Ernst&Young говорится, что в середине 2006 г средняя загрузка московских отелей составила 80 проц, а в будние дни – около 100 проц.
Согласно данным комитета по туризму Москвы, в 2003 г в столицу в гости приехало 2,4 млн человек, в 2004 г – 2,9 млн чел, а в прошлом году – 3,2-3,5 млн, причем основную массу, естественно, составляют иностранцы. Для сравнения, по данным Ernst&Young, в Лондоне сейчас функционирует 1 тыс гостиниц, а в Париже – около 1,5 тыс. По числу мест на тысячу человек Москва также отстает от Европы: коэффициент насыщения в столице – 6,3, хотя в Европе он составляет 25-26.
Согласно программе развития туризма в Москве прогнозируется, что в 2010 г Москву будут посещать ежегодно не менее 4 млн, а по оптимистичным оценкам – около 7 млн иностранных туристов. Число же гостиниц в Москве на данный момент не превышает 195 /вмещающих 69,6 тыс человек/, и доля высококлассных отелей из их числа – не более 8 проц. Гостиницы уровня 4 звезды в Москве составляют 16 проц от общего количества, а гостиницы среднего сегмента занимают 34 проц.
Справиться с такими потоками туристов можно только одним способом – строить, строить и еще раз строить гостиницы в Москве. Мэр города Юрий Лужков неоднократно заявлял о планах: в 2006 г построить 15 гостиниц /уже 8 построены и открыты, осталось еще 7/, а до 2010 г "объектов гостиничного хозяйства" должно быть 248, рассчитанных на 98 тыс мест. Приоритет будет отдаваться именно тому, чего так не хватает столицы – умеренных отелей 2-3-звездного уровня, их доля к 2010 г должна составить 67 проц от числа гостиниц. Московские власти планируют оснастить столицу мотелями при больших торговых центрах, рынках, в составе общественных, торговых, спортивных и развлекательных центрах. В будущем вдоль МКАДа появятся не менее 6 высотных домов, которые будут построены по программе "Новое кольцо России" и использоваться в качестве гостиниц.
В ближайшем будущем в Москве будет запущена в поэтапную пробную эксплуатацию отель уровня 5 звезд – Ritz-Carlton Moscow, построенный на месте "гнилого зуба в центре Москвы" - знаменитого "Интуриста". Не за горами и завершение реконструкции гостиницы "Москва", которая теперь войдет в международную сеть отелей Four Seasons. В башне "Федерация" появится Grand Hyatt, а уже упомянутая выше InterContinental Hotels Group намерена в Москве в 2007 г открыть 5-звездочную Crown Plaza на месте гостиницы "Международная". Многокорпусная "Россия" будет снесена, и на этой территории возведут несколько гостиниц уровнем комфортности не менее 4-5 звезд. Отметим, что на месте гостиницы "Минск" появится новый офисно-торговый центр и 4-звездочная гостиница, а "Украина" будет реконструирована до 4-звездочного уровня.
Для иностранцев, которые по оценкам являются основными гостями столицы, наибольшую важность имеет принадлежность гостиницы к международному бренду – это дает основание надеяться на получение достойных услуг за деньги, которые они платят. На данный момент в Москве представлены следующие международные гостиничные бренды: Marriott, Radisson SAS, Kempinski, Le Meridien, Sheraton, Novotel, Hyatt и Swissotel. О своих планах выйти на российский рынок уже заявили Four Seasons, Ritz-Carlton, Mandarin Oriental и Raffles International. Сам факт, что крупные международные компании, владеющие элитными отелями во всем мире, подаются в Москву, говорит только об одном – гостиничное дело здесь весьма прибыльное, поэтому хотелось бы пожелать такой же расторопности и российским предпринимателям – а то потом, возможно, будет уже поздно.
ПРАЙМ-ТАСС
Статья о недвижимости получена: IRN.RU