Прошедшая в начале февраля в Экспоцентре на Красной Пресне II-я Международная специализированная выставка "Молл-2005" стала главным событием года в индустрии торговых центров. Одна из устойчивых тенденций последнего времени - постоянное наращивание площадей. Так, предприятие в 20 тыс. кв. м по современным меркам считается малоформатным, в 100-200 тыс.
кв. м - нормальным, но это - далеко не предел, все зависит от мощи инвесторов и управляющих компаний. Но главное, по мнению специалистов, - внедрение моделей с микшированием функций, так как то, что будет дополнять торговлю в ТЦ, в конечном итоге, определит его место на рынке.
Опыт первой подобной выставки, успешно проведенной год назад в выставочном комплексе "Крокус-Экспо", доказал особую важность подобных мероприятий, а также наличие значительного потенциала развития всей отрасли. "Молл-2005" стал главной площадкой для осуществления деловых контактов в отечественной индустрии торговых центров. В выставке приняли участие более 150 экспонентов, более 600 участников конференций, а также около 3 тысяч посетителей.
Основную часть экспозиции выставки заняли фирмы, работающие в сфере торговой недвижимости: девелоперы, управляющие и консалтинговые компании, операторы розничной торговли. В выставке также приняли участие кредитные и инвестиционные структуры, обеспечивающие компании, организации общественного питания, услуг и развлечений, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Российским cоветом торговых центров в рамках выставки были организованы несколько тематических форумов, в том числе V Международная конференция "Концепция российского торгового центра". Ее основная цель - донести до отечественных девелоперов передовой опыт лидеров индустрии торговых центров, способствовать пониманию значимости торговых центров как центральных объектов городской инфраструктуры торговли и досуга. Прозвучало мнение, что одна из главных тенденций развития ТЦ - поиск новых, нестандартных форматов и концепций. Жителям больших городов уже приелись металлические ангары на окраинах, они хотят видеть не только фун
кции, но и оригинальную архитектуру. Таким образом, торговые центры становятся формой недвижимости, которая, с одной стороны, удовлетворяет потребности розничного оператора (аренда помещений), с другой стороны, устраивает город в смысле архитектурного облика в отличие от сарайного минимализма непродвинутых супермаркетов. И эту тенденцию необходимо учитывать при развитии отечественного рынка.
На конференции также обсуждались вопросы выбора, расположения и концепции торгового центра, формирования пула арендаторов, эффективности управления. Были рассмотрены стандарты планировок, архитектура и дизайн торговых центров; вопросы перепрофилирования, реконструкции и обновления крупных объектов потребительского рынка; создания и продвижения бренда торгового центра, а также вопросы требований сетевых арендаторов к торговому центру и опыт совместной маркетинговой работы торгового центра и арендатора.
Показательно, что в этом году к выставке проявили особый интерес региональные участники рынка, представившие новейшие проекты со всей страны - от Архангельска и Астрахани до Омска и Екатеринбурга. Так, холдинговая компания "Адамант" и ассоциация "Система торговых комплексов" - лидеры питерского рынка строительства и управления ТЦ - представили проект многофункционального торгово-развлекательного комплекса "Варшавский экспресс", сдача которого намечена на ноябрь 2005 года. Уникальность данного проекта заключается в том, что комплекс расположится в здании реконструированного Варшавского вокзала, который перестал быть транспортным объектом - все поезда с него переведены на Балтийский вокзал, а прилегающая территория отдана под инвестиционное развитие. Площадь будущего комплекса - 34 тыс. кв. м, а всего участка - 2,43 гектаров. "Варшавский" расположен в центральной части города, рядом с крупными транспортными магистралями - набережной Обводного канала, Измайловским и Московским проспектами.
По результатам "Рейтинга торговых центров России", звания "ТЦ России-2004" был удостоен ТЦ "Парк Хаус" в Волгограде, лучшей управляющей компанией была признана столичная "Делта-Сервис". Проект ТЦ Retail Park компании "Гарант-Инвест Недвижимость" (Москва) получил специальный приз жюри.
Валерий Котельников Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU