По международным стандартам проблема парковок считается решенной, если машино-местами обеспечены по крайней мере 60% зарегистрированных в городе автомобилей. Москве до этой магической цифры пока далеко, но отцы города готовы сражаться со статистикой. Новую программу строительства парковок в центре города и в пределах Третьего транспортного кольца в мэрии называют революционной: ведь стоянки должны появиться везде, где только возможно - под землей, под водой и в воздухе.
Несмотря на то что инвесторы послушно строят гаражи под бизнес-центрами, торговыми комплексами и жилыми домами, брошенных где попало авто в Москве меньше не становится. Чиновники объясняют это тем, что коммерсанты торопятся поскорее продать машино-места.
А это порочное поведение. Надо активнее развивать сеть временных автостоянок.
"В гаражной политике наметился опасный крен, - сетуют чиновники, - гаражей на продажу строится достаточно. Но купить место в них может далеко не каждый: цены начинаются от $6000 и заканчиваются $50 000, если речь идет о паркинге в пределах Бульварного кольца. А временных стоянок ни в центре города, ни на периферии почти не строится".
Причина - отсутствие интереса со стороны инвесторов. С точки зрения бизнеса идеальный вариант паркинга - наземная автостоянка "на продажу" в престижном районе Москвы. При себестоимости строительства $50-100 за 1 кв. м и быстрой реализации машино-мест навар застройщика составит минимум $500 с метра. С подземными гаражами все гораздо сложнее.
"Себестоимость подземного паркинга колеблется в пределах $500-1000 за кв. м в зависимости от условий строительства и его размеров (чем глубже стоянка, тем больше надо вложить в инженерное оборудование и системы пожаротушения). При таких затратах инвестору гораздо выгоднее продавать готовые места, чем сдавать их в аренду", - рассуждают эксперты.
Чиновники и сами знают, что с точки зрения экономики их предложения никуда не годны. Строящийся на средства города паркинг под эстакадой на площади Гагарина может служить разве что антирекламой программы гаражного строительства. По словам заместителя главы Департамента градостроительной политики Константина Королевского, вложения в размере 150 млн. рублей при почасовой аренде машино-места окупятся только через 10-15 лет эксплуатации. Впрочем, власти не теряют надежды завлечь инвесторов всевозможными льготами и поощрениями.
Только под эстакадами Третьего транспортного кольца на привлеченные средства к 2007 году должно быть построено 10 парковок. Чиновники хотят, чтобы автовладельцы рассматривали их в качестве "перехватывающих". "Пусть люди доезжают до перехватывающих стоянок, а дальше пользуются городским транспортом", - рассуждают они.
Увы, эта идея пока не нашла поддержки в широких массах автовладельцев. Москвичи предпочитают пораньше выезжать из дома, стоять в пробках, но добираться на машине прямо до работы. Перехватывающая парковка на площади Крестьянской заставы пустует. Ее охранники говорят, что подавляющее большинство их клиентов или работают, или живут в этом районе. "Зачем человеку тратиться на бензин, на оплату паркинга, а потом еще на билет в метро, который тоже недешевый?" - справедливо спрашивают они.
Но у отцов города своя логика. Они полны решимости "перехватывать" автовладельцев аж до МКАД или в нескольких сотнях метров от нее. "Таким образом, - считает вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, - можно освободить город от подмосковных машин, каждое утро плотным потоком направляющихся в столицу".
В свою очередь, независимые эксперты предсказывают, что скорее всего будет реализован другой сценарий - паркинги вблизи МКАД построят, но парковаться на них даже по льготным тарифам, обещанным мэрией, никто не захочет. Какой смысл? Ведь рядом с МКАД даже станций метро почти нет.
Гораздо более реально в этой связи выглядят планы властей по максимуму "напичкать" парковками центр города. Уже есть проекты паркингов под землей, под водой и в воздухе. Метрополитену придется пожертвовать на благое дело собственные участки земли в ЦАО. Дорожникам - поделиться технологией освоения подземного пространства. Поскольку гаражи должны появиться под самыми оживленными магистралями и площадями (в том числе Тверской, Триумфальной, Павелецкой, Европы и т.д.), строить их предполагается "закрытым" способом при помощи специальных горнопроходческих щитов. По словам Королевского, к 2007 году таким способом возведут 9 тысяч машино-мест. А всего в центре города под строительство гаражей найдено 64 участка.
Проект "подводной" стоянки под Водоотводным каналом уже получил одобрение столичных властей. Паркинг на 1000 мест в этом районе необходим, чтобы обеспечить потребности будущего "золотого острова" с его деловыми центрами и престижными жилыми комплексами. Технология строительства известна: канал осушат, а потом вновь зальют водой. Въезд на парковку будет осуществляться с Болотной и Крымской набережных, причем часть мест предлагается зарезервировать под стоянку экскурсионных автобусов. Проект хорош, но на него в городе нет денег. А частные инвесторы принять участие в строительстве общегородского паркинга пока не спешат. Стоимость машино-места в этом районе доходит до 30 тыс. долларов. Однако городские власти настаивают, что подводный паркинг должен служить в первую очередь в качестве временной стоянки.
Гораздо менее затратными, по расчетам проектировщиков, должны быть гаражи над железнодорожными путями. Одна такая парковка на 980 мест предполагается вдоль улицы Бутырский Вал на перегоне от Савеловского до Белорусского вокзала. Паркинг будет собран из металлических ферм, на которых в несколько уровней разместятся автомобили. Аналогичные предложения Москомархитектура разработала для железнодорожных перегонов в районах Павелецкого, Курского, Рижского вокзалов, а также Комсомольской площади.
Если наполеоновские планы столичных властей каким-то чудом осуществятся, то к 2007 году Москва обзаведется 30 тыс. новых парковочных мест.
А КАК У НИХ
В Европе даже в паркингах под жилыми домами часть мест обязательно сдается в аренду. Припарковаться в двух шагах от Колизея обойдется в 3 евро за час. Паркинг под апарт-отелем рядом с собором Святого Семейства в Барселоне берет 2 евро за час.
Елена Егорова Московский Комсомолец
Статья о недвижимости получена: IRN.RU