Столичные власти пытаются обеспечить москвичей гаражами, сдавая их в аренду. Однако выделить каждой машине место на стоянке удастся не ранее 2010 года.
Столичные власти решили сделать строящиеся в Москве паркинги более доступными для москвичей, для чего их предлагается не только продавать, но и сдавать в аренду. На днях первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Аксенов сообщил, что город разработал программу развития гаражей и стоянок до 2010 года: к этому времени каждая машины в городе будет обеспечена местом для хранения. За счет доступной по цене аренды мест для хранения машин городские власти хотят решить проблему дворов и обочин, заставленных автомобилями круглые сутки.
Для этого они создадут льготный режим для инвесторов в гаражное строительство и продолжат борьбу с «ракушечниками» (в рамках программы владельцев тентов хотят обязать платить за землю). Однако для того, чтобы воплотить программу в жизнь, московскому правительству нужно решить ряд непростых вопросов, например, убедить инвесторов, что гаражи необходимо сдавать в аренду, а не продавать, а автовладельцев – отучить бросать машины возле дома.
Централизованно проблемой парковок в городе стали заниматься только в 1995 году, когда ее решение поручили ГУП «Управление экспериментальной застройки микрорайонов». В начале 1996 года это предприятие разработало единую общегородскую программу строительства гаражей и паркингов, однако за семь лет ее работы постоянные места парковки обрели лишь 400 тыс. автомобилей. «Сейчас по Москве ездит около 5 млн машин. По данным официальной статистики, около 40% москвичей имеют 2 и более автомобилей», – отметил Петр Аксенов, выступая на брифинге в прошлый четверг. Учитывая, что ежегодно автопарк Москвы увеличивается примерно на 250 тыс. новых легковушек, гаражное строительство в городе сильно отстает от резко растущего количества машин. По данным главы Москомархитектуры, главного архитектора столицы Александра Кузьмина, сегодня «цивилизованными формами хранения» (паркингами, подземными гаражами и автостоянками) обеспечены лишь около 20% автомобилей (430 тыс. машин).Остальные 2,3 млн машин, по его словам, ночуют на тротуарах или в гаражных кооперативах.
Неожиданную помощь столице в развитии гаражного строительства оказал Госстрой. Поскольку его новая инструкция по эксплуатации жилья запрещает парковку во дворах, всем московских автолюбителям по большому счету останется лишь два способа решить проблему парковки: купить (арендовать) гараж или место на стоянке. Для строительства гаражей Москва привлечет частных инвесторов. В программе по строительству паркингов им обещан целый пакет льгот: освобождение от выкупа права аренды земельного участка, от оплаты долевого участия в строительстве коммуникаций и т.д. В комплексе городского хозяйства считают, что в обмен на эти льготы новые стоянки и гаражи станет выгодно строить не только на продажу, но и для сдачи в аренду. «Разница состоит в том, что окупаемость мест в многоуровневых автостоянках будет растянута по времени», – сказал RBC daily представитель комплекса городского хозяйства.
Для автовладельцев, которых Госстрой «заталкивает» в гаражи, городские власти предлагают законодательно прописать разные условия аренды места для машины – это долгосрочная, краткосрочная, почасовая оплата, которую предполагается сделать невысокой. Правда, о том, сколько – хотя бы предположительно – будет стоить аренда бокса в месяц (сегодня 50-200 долл.), в комплексе городского хозяйства сказать затрудняются. «Говорить о какой-то примерной цифре невозможно, поскольку стоимость аренды будет зависеть от того, где расположен паркинг, оснащен ли он специальным оборудованием, сколько в нем мест», – сказали RBC daily в пресс-службе комплекса городского хозяйства Москвы.
Несмотря на то, что все заинтересованы разгрузить улицы и дворы от припаркованных машин, реализовать столь необходимую городу программу пока что мешает ряд проблем. Первая проблема – высокая себестоимость строительства новых гаражей, следовательно – и их конечная цена. Застройщики в погоне за быстрой окупаемостью часто забывают о нуждах небогатых автовладельцев: цена места в новых паркингах составляет в среднем 9 тыс. долл., приобрести его в собственность могут далеко не все. «Строить многоуровневые стоянки не очень выгодно. Поэтому, например, там, где сегодня продаются боксы, цена за 1 кв. метр достигает 400–500 долл.», – сказал RBC daily Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
Другая проблема – огромное количество гаражей-«ракушек» в городе, которые составляют жесткую конкуренцию многоуровневым автостоянкам. Демонтировать «ракушки» московские власти не смогут, потому что по закону они являются не незаконно установленными гаражами, а всего лишь «металлическими тентами». И хотя в программе по строительству паркингов предусмотрено введение арендной платы за землю для владельцев «ракушек» (в перспективе столичные власти предполагают уравнять цены аренды места в паркинге и земли под гаражами-«ракушками»), юристы еще не решили, на каком основании можно будет требовать арендную плату. Ведь согласно действующему законодательству об этом речи также идти не может, потому что «металлический тент» может быть убран его хозяином в любой момент. Тем не менее, в правительстве RBC daily сообщили, что сейчас идет активная работа над решением этой проблемы.
Независимые эксперты также отмечают, что для успешного воплощения в жизнь «гаражной» программы в Москве необходимо решить и другую проблему: приучить москвичей, уже купивших гараж или место в паркинге, пользоваться ими постоянно. Нередко у столичных автовладельцев в собственности находится место на паркинге, но машину жители бросают возле дома, потому что до стоянки надо проехать 200-300 метров. На бумаге получается, что гаражей хватает на всех, а машины продолжают стоять во дворе.
Андрей Сердечнов РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU