Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Бизнес Недвижимость » На глазок

 

На глазок

 

 

Россия значительно уступает многим странам по обеспеченности качественными торговыми площадями. По данным агентства Cushman & Wakefield, на 1000 наших соотечественников приходится всего 22 кв. м магазинов, тогда как на 1000 шведов — 344 кв. м, англичан — 238, французов — 219, чехов — 143, венгров — 99. Страна в шесть раз отстает по этим показателям от Польши и в пять — от Венгрии.

загрузка...

 

 

Россия уступает даже Румынии (26) и опережает лишь Украину (20). Исключение — Москва, где на 1000 жителей приходится 150 кв. м торговых площадей: немного меньше, чем в Италии, но побольше, чем в Германии.

Средние зарплаты в бывших странах соцлагеря сопоставимы, россияне голосуют за современные торговые центры (GLA) рублем. В Москве 1 кв. м новых торговых центров дает розничный оборот $34 000 в год, по России в целом — $58 000. По этим показателям московские моллы стоят вровень со среднеевропейскими, а региональные — опережают их.

Тем не менее это не является гарантией быстрой окупаемости крупного современного торгового центра. Получить землю, согласовать проект у чиновников и построить здание мало. Недостаточно доставить широкий ассортимент качественных и доступных по цене товаров и обучить квалифицированных и вежливых продавцов.

Нужно возвести его в нужном месте — с удобной для поставщиков и потенциальных покупателей транспортной инфраструктурой, учитывать покупательную способность населения и перспективы ее роста. Чтобы учесть нюансы, ритейлеры прибегают к помощи консалтинга.

Консультанты используют разные методики. В частности, международная компания Colliers International разделила российские города с населением более 300 000 человек на четыре группы. Ее эксперты назвали наиболее привлекательными для возведения торговых комплексов Омск, Новосибирск, Уфу, Пермь, Красноярск, Челябинск, где покупательная способность населения высока, а конкуренция между торговыми сетями невелика.

В Ярославле и Набережных Челнах — прямо противоположная ситуация: высокая обеспеченность площадями при небольшой покупательной способности.

В других городах неоднозначная ситуация, считают в Colliers. В Астрахани и Оренбурге низкое предложение накладывается на малый потенциал. А в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре конкуренция между несколькими крупными игроками может вскоре заполнить рынок качественных торговых площадей.

У консалтинговой компании Cushman & Wakefield немного иные критерии. Ее специалисты полагают, что строительство современных торговых центров для последующей сдачи площадей становится выгодным бизнесом, хотя их площадь за 10 лет — с 1997 по 2007 г. — выросла с 97 000 до 2,5 млн кв. м. В Москве ставки аренды стабилизировались на уровне $2100 за 1 кв. м в год и, по прогнозам Cushman & Wakefield, могут снизиться.

Срок окупаемости в этой ситуации больше зависит от удачного расположения торгового центра: ставки аренды на Петровке, Тверской и Садовом за последний год выросли на 36%, 43% и 42% соответственно, тогда как на Арбате упали на 10%, а на Пятницкой улице — на все 30%.

Кроме неудачного расположения будущего молла строителей и арендаторов могут преследовать и иные риски. В частности, бессистемное выделение городской администрацией земель под застройку из-за не разработанных вовремя перспективных планов развития, слабость инфраструктуры, наконец, отсутствие конкуренции между якорными арендаторами. Затруднения с окупаемостью может вызвать недостаточная платежеспособность населения.

Вопрос в том, насколько стоит доверять аналитикам. Ведь девелоперы и ритейлеры наверняка прислушивались к их прогнозам, возводя торговые центры в регионах, признанных сейчас неперспективными. Получается, что специалисты не самым внимательным образом знакомились с экономическими показателями в изучаемых регионах, не разработали четких критериев возможного роста покупательского спроса.

Иногда с экспертами трудно спорить. Например, обеспеченность сибирских мегаполисов Омска и Новосибирска современными торговыми центрами, по данным Colliers International, близка к нулю, или ниже 50 кв. м на 1000 жителей. Но зарплаты местных жителей растут высокими темпами: в Омской области она, по данным Росстата, достигла 10 160 руб. и выросла по сравнению с 2004 г. в 1,85 раза, а с 2000 г. — в 6,9 раза, в Новосибирской — 10 938 руб., 1,9 и 6 раз соответственно.

Можно согласиться и с перспективностью Красноярска — там обеспеченность GLA ниже 30 кв. м на 100 жителей. Регион интересен для реализации новых проектов. Зарплаты выше, чем у соседей, — 13 869 руб., хотя темпы ее роста не столь впечатляющи — 1,6 и 3,95 раза по сравнению с 2004 и 2000 гг. Уфа и Челябинск также выглядят заманчивыми городами — там на 1000 жителей приходится всего 60-70 кв. м GLA, а рост зарплаты за последние три года составил 83% и 77%.

Можно согласиться и с оценками перенасыщения площадями Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Зарплата в этих регионах — 10 124, 10 325, 9239 и 12 551 руб. соответственно, значительно ниже московской (Росстат оценивает ее в 20 791 руб., Мосгорстат — в 25 500 руб.), а обеспеченность качественными торговыми площадями выше. Но интересно, какие эксперты рассчитывали потенциальную покупательную способность жителей этих городов 2-3 годами раньше и обосновывали необходимость строительства в них обширных торговых площадей?

Оценкам консалтинговых агентств не всегда стоит доверять. В частности, «затоваренной» площадями (125 кв. м на 1000 жителей) названа Самара. Среднестатистический заработок там составляет 10 856 руб., но город с неплохими темпами развития (зарплата выросла в 1,7 раза по сравнению с 2004 г. и в 4,9 по сравнению с 2000 г.) и рядом инвестпроектов вряд ли можно назвать неперспективным. Неясно, почему в таком случае удачной точкой для строительства называется Пермь. На Каме обеспеченность торговыми площадями не намного меньше, чем на Волге (около 90 кв. м на 1000 жителей), а заработная плата и темпы ее роста примерно равны самарским (10 821 руб., 1,7 и 4,5 раза соответственно).

Наконец, непонятно, почему эксперты консалтинговых агентств не обратили внимание на близкую к столице Калугу, где средняя зарплата приблизилась к 10 000 руб., а темпы ее роста (5,8 раза по сравнению с 2000 г.) едва ли не самые высокие в Центральном округе. Или, например, Калининград, где зарплата (11 413 руб.) приблизилась к среднероссийской, а темпы ее роста (более чем в два раза по сравнению с 2004 г. и 6,5 — по сравнению с 2000 г.) и вовсе выглядят впечатляюще.


Павел Аптекарь Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "На глазок":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

You have an error in your SQL syntax; check the manual that corresponds to your MariaDB server version for the right syntax to use near ')' at line 1