Пятизвездочная система классификации гостиниц в России не приживается – в количестве «звезд» запутались уже все – и собственно хотельеры, и чиновники, и аналитики. Сейчас уже никто не может с уверенностью сказать, сколько звезд можно дать той или иной гостиницы, за исключением люксовых отелей интернациональных цепей. Блуждания меж звезд превратились в блуждания меж телескопов.
Сейчас на территории России, равно как и Москвы, действует от пяти до семи систем классификации, все добровольные. Еще два-три проекта находятся в процессе разработки – в Госстандарте, Академии туризма и Минэкономразвития (последней, кстати, уже вовсю пользуются).
Основной системой классификации остается ГОСТ, который, утратив свою обязательность, сохранил тем не менее адекватность. Специалисты гостиничного рынка оценивают эту систему достаточно высоко. ГОСТ под номером 50645-94, который никто никак не может запомнить, регулирует практически все гостиничные возможности – количество мест на автостоянке (для 5 звезд, например, 30% от количества номеров, для 3 – 20%), наличие стационарного генератора электроэнергии, наличие лифтов, каналов коммуникации, информационных услуг, площадь номера и санузла, уровень звукоизоляции и безопасности, подогрев пола, размер экрана телевизора, материал постельного белья, количество туалетной бумаги, спортивно-развлекательных услуг, парикмахерской, швейцара, форменных значков и иностранных языков, которыми владеет обслуга. Российский ГОСТ, потерявший законную силу в июне 2003 г. с введением Закона о техническом регулировании, сохранил соответствие европейской системе классификации. Впрочем, о такой системе можно говорить тоже условно, поскольку в каждой стране приняты свои нормы сертификации. Так, во Франции действует обязательная система классификации, в значительной мере определяющая уровень налогообложения отеля. Российская система более похожа на немецкую, где звезды – дело также исключительно добровольное, причем практически не влияющее на объем налогов. Такая система позволяет хотельерам самостоятельно принимать решение о сертификации, не провоцируя их на занижение «звездности» с целью оптимизировать налогообложение. Однако если посмотреть на нижеуказанную таблицу, то видно, во сколько вылетает немецким хотельерам процедура сертификации.
Стоимость процедуры классификации гостиницы в Германии (ЕВРО)
| ||||||
Земля |
Стоимость сертификата |
Членский взнос |
Первичная классификация |
Повторная классификация | ||
Для членов Ассоциации |
Для прочих |
Для членов Ассоциации |
Для прочих | |||
Баден-Вюртемберг |
60 |
9/с номера |
375 |
750 |
285 |
570 |
Бавария |
включена |
3/с номера |
130-390 |
330-590 |
130-390 |
330-590 |
Берлин |
52 |
нет |
310 |
450 |
155 |
225 |
Заарланд |
включена |
нет |
280 |
430 |
280 |
450 |
Саксония |
включена |
нет |
300 |
453 |
197 |
197 |
Шлезвиг-Голштейн |
включена |
Члены: 3/номер, макс. 390, Не члены 5/номер, макс. 650 |
130 |
285 |
80 |
175 |
Тюрингия |
Вкл. |
нет |
330 |
680 |
250 |
540 |
Данные приведены без налогов и сборов |
В России добровольная система сертификация будет длиться не вечно. В том же Законе о техническом регулировании можно заметить определение 5-летнего «переходного этапа», в течение которого идет формирование новых условий в соответствии со стандартами ЕЭС. Очевидно, к тому моменту, когда этот переходный этап закончится, будут определены основные системы классификации, и на гостиничном рынке закончится передел влияния между правительством Москвы и инвесторами. Сегодня же отечественные хотельеры, которые при позиционировании своих отелей используют то или иное количество «звезд», нарушают закон о рекламе. Так что если «звезд» очень хочется, то лучше за ними прийти в Госстандарт.
Программа развития туризма была принята еще в 1996 г., накануне проведения Детских юношеских игр в Москве. С тех пор она не раз задвигалась в ящик или переписывалась. В любом случае, она так и не была реализована. Сами исполнители откровенно не верят и в новую редакцию программы. Однако столичной мэрии это определенно нужно. Как отмечает директор по развитию гостиниц компании Colliers Int. Роберт Стоддард, город хочет, чтобы «Интуристу» и другим туристическим агентствам было, где размещать своих клиентов. «После утраты гостиниц «Интурист» и «Москва», а в будущем, возможно, и гостиницы «Россия», - говорит г-н Стоддард, - где будут останавливаться группы туристов? Поскольку групповые туры в целом дешевы (от $50 до $60 за двух гостей в одном номере, включая завтрак и НДС), гостиницам это невыгодно, и без вмешательства городских властей гостиницы для массового туриста строиться не будут. Частные инвесторы не смогут получить приемлемую доходность от гостиниц для туристических групп». Впору продекламировать – назад в будущее!
Помимо общенациональных программ, принятых научными и чиновничьими институтами, существует еще и сугубо корпоративные «звездные» системы. Так, каждая крупная гостиничная цепь (Hyatt Int., Sheraton, Savoy, Accor, Mariott, Le Meridien и др.) имеет собственную систему классификации, причем такую систему можно заполучить, заключив с ней франчайзинговый договор. Системы эти отличаются гораздо большей определенностью и неизменностью, чем любые государственные, в связи с чем крупные туроператоры и компании предпочитают работать с ними. Очевидно, что разработка и утверждение общенациональной «звездной» системы является столь необходимым Москве – от этого маркетингового «оружия» зависит успех передела рынка, иначе говоря, гостиничный бизнес может просто «уплыть» от амбициозного муниципалитета.
В данной ситуации система классификации является сводом правил игры, которая ведется на гостиничном рынке. И правила эти нужны не только муниципалитету, но всем участникам, включая туроператоров, которым сегодня очень тяжело бронировать номера в затерянных московских трехзвездочных гостиницах, не понимая и не представляя, какой уровень услуг они предоставляют. Кроме того, правила игры необходимы т.н. аналитикам и маркетологам, изучающим этот рынок и порой дающим прямо противоположные результаты исследований только из-за того, что они по-разному определяют статус неопознанных московских гостиниц. Разбив рынок на классы, его можно исследовать и анализировать более эффективно и объективно. Однако пятизвездочная система, никак не приживающаяся в России, заставляет маркетологов уходить от нее. Итак, можно констатировать, что на сегодняшний день сложился некий кризис «звездной» системы.
Это связано с тем, что размылись границы между тремя и четырьмя, одной и двумя звездами, притом что специалисты вообще не обращают внимания и не учитывают в своих аналитических обзорах последний сегмент. Такой кризис демонстрируют последние события на гостиничном рынке. Воспетая аналитиками 3-звездная «Катерина» долго ждать не стала и уже через год перешла в разряд 4-звездных. «Президент-отель» без проведения какой-либо реконструкции из 4 звезд взлетел к 5-ти, а самая свежая «Акварель», хоть и считается 3-звездной, но позиционируется больше как 4 звезды, и от последнего статуса ее отличает только отсутствие полноценного ресторана и бассейна, а все остальные характеристики свойственны для 4-звездочного отеля. Таким образом, сегодня уровень звездности могут определить совершенно незначительные и второстепенные детали. «Кроме того, – говорит руководитель отдела маркетинга Hotel Consulting&Development Group Марина Смирнова, - нередко в одной и той же категории оказываются несопоставимые по классу предоставляемых услуг отели: «Интурист», «Тверская-Мариотт», «Украина» и отель «Газпрома». Приходится напряженно искать факторы, роднящие этих несравнимых участников искусственной группы». В связи с этим ряд специалистов склоняется к трехуровневой системе сертификации: уровням высокому, среднему и низкому. Такое деление основано на соотношении уровня обслуживания, менеджмента и цены, и при такой классификации в более выгодном положении оказываются иностранные гостиничные цепи. Цена же в данном случае, т.е. в рыночных условиях, как правило, формируется под влиянием двух факторов: уровня собственных издержек, зависящих от качества обслуживания и профессионализма менеджмента, и платежеспособного спроса.
Итак, трехуровневая система подразумевает, во-первых, высокий уровень, которому соответствуют 5-звездочные гостиницы иностранного и российского происхождения и 4-звездочные иностранного. Такой сегмент обладает достаточным количеством люксов и полулюксов, интерьер номеров и общественных зон отвечает эстетическим вкусам клиентов, номера оснащены спутниковым телевидением, сейфом, холодильником, телефоном и Интернет. Такие гостиницы должны предоставлять своим клиентам услуги бизнес-центра, конференц-зала, отделения банка, приема кредитных карт, аренды автомобилей, встречи в аэропорту, няни, трансфера, охраны и т.д. Следующий – средний сегмент – представлен гостиницами класса 3-4 звезды, в т.ч. построенными в советское время. Такие отели располагают 10-15% люксов и полулюксов. Остальные номера должны быть обеспечены индивидуальными санузлами, спутниковым телевидением, минимум тремя ресторанчиками или буфетами, бизнес-центром, конференц-залом, парикмахерской и сауной. Такие гостиницы, по словам Марины Смирновой, имеют высокие показатели морального и материального износа основных фондов, что не позволяет позиционировать их в более высоком разряде. Последний, низкий, или экономический, уровень обслуживания составляют гостиницы класса 2-3 звезд, которые все же имеют 2/3 комфортабельных номеров, т.е. обеспеченных телефоном, телевизором, холодильником и санузлом. Таким образом, гостиницы, позиционируемые сегодня как 1-звездочные, при такой системе вовсе исключаются из категории гостиниц.
В связи с тем, что ниша отелей класса люкс сегодня насыщена, некоторые аналитики поговаривают о кризисе в верхнем сегменте отелей. Такие гостиницы довольствуются уровнем наполняемости 50-60%, что позволяет им «снимать» необходимую доходность в 30%, которая, впрочем, не изнашивает материальную базу и, соответственно, минимизирует издержки. Очевидно, что наибольший спрос приходится на средний сегмент гостиниц. Эти гостиницы, хотя и представляют большую часть гостиничного фонда, тем не менее, дефицитны. Их клиент – экономный, но не согласный на низкий уровень сервиса, и таковых большинство. В гостиницах класса «3 звезды» российские и иностранные клиенты, приехавшие с деловыми либо туристическими целями, примерно одинаковы по численности. Логика развития этого сегмента в России вполне отвечает законам функционирования гостиничных рынков в европейских странах. Практически на всех рынках развитие гостиничной инфраструктуры начинается с заполнения ниши высшего сегмента, как наиболее прибыльной, приносящей около 30% прибыли в год. Когда эта ниша насыщается, виток развития переходит на следующий сегмент, т.е. средний. До низшего сегмента крупные инвестиции практически не доходят из-за низкого уровня рентабельности и долгого срока окупаемости.
В российской действительности можно отметить три тенденции развития отелей класса люкс, которые сегодня практически изжили себя, за исключением материальных мотивов. Во-первых, в начале 1990-х гг., когда в Москве начали развиваться «рынки», в т.ч. и гостиничный, ниша отелей класса люкс была практически пустой, что дало возможность динамичным инвесторам получить высочайшие прибыли до 200-300%. Во-вторых, сыграла свою роль экспансионная политика интернациональных гостиничных цепей, сразу почувствовавших и захвативших пустующий рынок. В-третьих, в условиях нарождения «новорусской» психологии новообразованные российские корпорации («Газпром», ЛУКОЙЛ и др.) позиционировали свои отели как «люксовые».
Сегодня 34-35% московских гостиниц предпочитают не проходить официальной сертификации. В этой, шестой категории московских гостиниц – некатегорийной – расположены частные гостиницы 3, 4 и 5 звезд. 1- и 2-звездочные гостиницы, находящиеся на балансе муниципалитета, в большинстве своем аттестованы. Система сертификации выглядит сегодня следующим образом – ею занимаются Госстандарт и учреждения, при нем аккредитованные (около 20 организаций, реально - 5). Для того чтобы получить т.н. «сертификат соответствия», а фактически желанные звезды, необходимо, во-первых, предоставить всю документацию отеля (за исключением, финансовых отчетов), во-вторых, принять Госкомиссию, которая обычно довольствуется несколькими номерами и служебными помещениями. На такой бюрократический путь решаются не многие.
Людмила Володина Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU