Помню, когда в начале 90-х я приобрел свою первую машину – подержанную «шестерку», в первую ночь меня периодически подмывало выглянуть в окно, посмотреть, как там она без меня, не поцарапали ли ее, родимую, не угнали ли? Должен с гордостью признаться, что ни в тот вечер, ни после я не дал себе впасть в распространенный среди автолюбителей невроз выглядывания в окно, хотя поводов для паранойи с тех пор было больше, чем достаточно...
Загнивание нам не страшно
Почему же большинство безгаражных водителей мечтают обзавестись гаражом или, на худой конец, «ракушкой», идя на немалые расходы и зачастую неудобства? В период социализма железный конь покупался всерьез и надолго и эксплуатировался до полного изнеможения и загнивания. Соответственно гаражное хранение тогда воспринималось в основном как средство максимального продления срока службы машины.
Теперь совсем иной расклад: народ меняет машины как перчатки. Так или иначе, проблема коррозии – это не тот фактор, который заставляет москвичей покупать гаражи. Две другие причины гораздо злободневнее сегодня: вандализм и опасность угона.
Булыжник – аргумент автомобилиста
Уровень вандализма, направленного против автотранспорта, на самом деле, сильно недооценивается официальными источниками. Причина проста – нет статистики. Да и откуда ей взяться, если в таких случаях лишь единицы обращаются в милицию, понимая, что искать злоумышленников – дело безнадежное. Между тем простой опрос знакомых и личный опыт заставляют предположить, что актов вандализма каждый день (а скорее, каждую ночь) совершается в Москве на порядок больше, чем угонов. Причем значительная стараниями автовладельцев, которые таким красноречивым образом пытаются продемонстрировать свои эксклюзивные права на данное стояночное место. Надо ли говорить, что подобные претензии на эксклюзивность в отношении земли, находящейся в общем пользовании, лишены каких-либо юридических оснований независимо от места и стажа проживания и прочих факторов.
Правда, во многих дворах, особенно в центральной части города, сейчас устанавливается режим въезда только для своих. Технически это сделать довольно просто: достаточно установить на въездах шлагбаумы, которые могут открываться дистанционным пультом из машины. Естественно, правовой статус подобных стоянок должен согласовываться с местными органами власти, чтобы избежать незаконного взимания платы за въезд лицами, не имеющими прав на территорию двора и не платящими налогов, а также обеспечить подъезд транспорта, обслуживающего предприятия торговли и обслуживания и особенно машин скорой помощи и аварийных служб.
В любом случае – со шлагбаумами или без – никто, разумеется, не имеет права совершать противоправных действий против чужой собственности. Но происходит это сплошь и рядом. Трогательными историями на эту тему можно было бы заполнить всю статью. В некоторых местах обстановка действительно напоминает боевую. Например, перед моим подъездом, где, не в пример многим дворам, мест для парковки хватает, кто-то с остервенением, достойным лучшего применения, отстаивает свои права на одно конкретное стояночное место. Причем, похоже, что уже началась цепная реакция: владельцы покалеченных машин начинают мстить тем, кто в течение нескольких дней подряд ставит туда свою машину, предполагая (наверняка, ошибочно), что именно это и есть машина их тайного обидчика. Заранее узнать, что данное место является «заколдованным» (как у Гоголя) невозможно. В середине декабря мне проломили крыло. Я подумал – кто-то задел случайно. Но вскоре понял, что ошибался: перед самым Новым годом мне проломили уже крышу (то есть не мне, конечно, а машине, опять же). С тех пор я стал наблюдать, что происходит с машинами, оставляемыми на этом месте. За две недели еще два инцидента: одной машине проломили багажник похожим инструментом, видимо, молотком, у другой выбили ветровое стекло.
Все сдано
Вандализм – явление повсеместное, могу об этом свидетельствовать как человек, который за полтора года сменил четыре квартиры. Особенно обидно было, когда я взял у родственника на два дня его Nissan и в первую же ночь мне выбили ветровое стекло. Правда, в борьбе за справедливость некоторые идут еще дальше. Во дворе моего дома по Беговой улице, д. 13 несколько лет назад организовалась платная стоянка, места на которой тут же стали предоставляться жильцам других домов, а также муниципальному начальству. Когда места кончились, охранники стали предлагать присмотреть за вознаграждение за машинами, оставляемыми возле забора стоянки. Я узнал об этом, когда поздно ночью попытался поставить туда свою машину (больше было некуда). Охранник выскочил из будки и сообщил, что место «сдано» и потребовал убрать машину. Я гордо отказался, сказав, что они не могут сдавать землю во дворе. Он столь же гордо пообещал, что я пожалею.
Прав оказался он: я пожалел. На следующее утро на переднем колесе из четырех болтов осталась одна секретка, чего я, конечно, не заметил. Колесо отлетело на приличной скорости, когда я ехал в левом ряду и начал тормозить на перекрестке. Оно картинно укатилось через весь перекресток, а машину занесло на встречную полосу. К счастью, никто не пострадал. Хотя было очевидно, кто отвернул болты, но разбираться было бесполезно: доказать невозможно, охранник мог ведь на пять минут отвернуться, пока орудовал неизвестный злоумышленник.
Опасная зона размером с город
Через пару недель доблестные работники РЭУ сбросили на мою машину сосульку с крыши. Объявления о готовящейся чистке крыши вывешено не было, по квартирам никто не прошел. Моя мама прибежала со двора и спросила: «Там не твоя машина возле дома стоит?» Когда я выбежал, все уже было кончено: огромная сосулька угодила прямо в салон, пробив ветровое секло и погнув раму. Самое интересное, что рядом стояла работница РЭУ, которая по рации (!) направляла действия того, кто скидывал сосульки. Наверное, в детстве она очень любила играть в морской бой. Я сфотографировал ледовое побоище, но обращения в РЭУ и милицию желаемого результата не дали: случайно вышло, никто не виноват.
Конечно, я уехал в Америку не из-за этих пустяков, но подсознательное ощущение, что жить становится небезопасно, сыграло свою роль. Должен признать, что за пять лет в США мне однажды выбили стекло в машине (опять же Nissan). Но произошло это в тот недолгий период, когда из-за недостатка средств я жил в неблагополучном районе, рядом с которым обитало испаноязычное люмпенизированное население. В Штатах все зависит от района. Москву в этом контексте можно считать сплошной территорией неблагополучия, и вопрос сохранности железных друзей человека стоит одинаково остро и где-нибудь в Коньково, и в переулках Арбата, так что популярность гаражно-стояночного хранения остается высокой.
Я посвятил значительную часть статьи автовандализму, но отнюдь не хочу умалять угрозы угона, которая для многих является главным позывом к покупке или аренде места в гараже или на стоянке. Только по официальной статистике, в Москве каждый месяц угоняется порядка тысячи автомобилей (20-30 в сутки). Что касается охранных и противоугонных средств, то на каждое из них есть противодействие в руках профессионалов.
Все, что нужно – прибыльно, а значит, хорошо
Московские автолюбители хорошо осознают реальные опасности неохраняемого использования транспортного средства. А страх – лучший продавец, о чем хорошо знают страховщики. Это не может не вызывать интерес потенциальных инвесторов, а значит, и московских властей. По мнению экспертов, гаражная программа Московского правительства может стать едва ли не столь же масштабной, как снос пятиэтажек.
Наступивший год может стать переломным в определении финансового механизма реализации этой программы, причем механизм, судя по всему, будет аналогичным – права на аренду земли будут предоставляться в обмен на квадратные метры или рубли. Сам тот факт, что власти признали гаражную проблему социальной, а полученные дивиденды готовы использовать, в частности, на помощь «малоимущим» автовладельцам, свидетельствует о том, что в общественном сознании наступил перелом, и владелец автомобиля перестал считаться чем-то вроде классового врага. Так что народ скоро сможет получить «народный гараж», за что будут расплачиваться те, кто готовы платить за места в гаражных комплексах нового поколения по 20-30 тысяч долларов.
Петр Чернов Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU