Давайте лучше попробуем порассуждать о теме, вынесенной в заголовок этой заметки, и решить, кому может быть нужен сайт и зачем. Дело в том, что еще несколько лет назад собственный сайт использовался в основном выпендрежа ради, а делался он почти всегда «для галочки»: нередко даже в сравнительно крупных фирмах их создание доверялось сыну соседа директора или еще какому-нибудь аналогичному «профессионалу»... Результаты подобных «разработок» и сейчас еще можно встретить на просторах Сети.
Первым вопросом при создании сайта должен быть вопрос о том, зачем он нужен. Причем ответить на этот вопрос надо как с точки зрения автора сайта, так и с точки зрения посетителя. Если хотя бы на один из этих вопросов вам ответить не удастся, то приниматься за работу еще рано — сайт, сляпанный «абы как», вполне может принести больше вреда, чем пользы...
По большому счету, все сайты можно разделить на три группы: визитки, сервисы и хобби. Разумеется, это деление будет очень условным и грубым, но все-таки может дать некоторую пищу для размышлений.
Назначение сайта-визитки — дать посетителю информацию о его создателе. Это вовсе не обязательно должна быть одна страница с контактными данными — под «визиткой» здесь подразумевается не формат, а именно назначение сайта. Такой сайт сегодня можно считать необходимым для компаний и желательным для «частных лиц».
Сайт-визитка необходим любой компании Наличие «визитки» в Интернете дает фирме немало плюсов. Прежде всего, доступность этой информации позволяет в разговорах, на бланках или в рекламе указывать адрес сайта, и любой заинтересовавшийся сможет быстро получить информацию о вашей компании. Кроме того, индексирование страниц поисковиками позволит вам привлечь дополнительных потенциальных клиентов, которые ищут информацию по вашему профилю (а надо ли добавлять, что именно Интернет является на сегодня, пожалуй, самым удобным средством поиска информации). Впрочем, теме создания качественного корпоративного сайта можно посвятить не одну статью...
Для «частных лиц» такой сайт-визитка может служить, например, способом рассказать о себе потенциальному работодателю (особенно если учесть, что на сайте вы можете разместить примеры своих работ и какую-то дополнительную информацию, которую не сочли нужным включить в резюме). Впрочем, «частникам», пожалуй лучше подойдет сайт-хобби, о котором речь ниже.
Сайт-сервис может заметно увеличить доходы компании, даже если он не приносит денег «напрямую» Сайт-сервис также может оказаться весьма полезен. Под сервисом здесь подразумевается какая-то информационная услуга, связанная с деятельностью вашей компании. Скажем, фирма, продающая автозапчасти, может предложить сервис по поиску цен на детали для тех или иных моделей машин, поиску схемы автомобилей или еще чего-то подобного. Такой сервис может оказаться весьма выгодным для компании, несмотря на то, что «напрямую» он денег не приносит: формирующаяся вокруг сервиса аудитория — это те самые «целевые» посетители, которых интересует что-то, совпадающее с профилем вашей компании. И вероятность того, что заказ ими будет делаться именно у вас — значительно возрастает... Кстати, в роли интересного сервиса может выступать не только какой-то сложно запрограммированный сервер, но и, скажем, подборка тематических статей, справочная информация или что-то похожее.
Создание интересного сервиса вполне по силам и одному человеку, — кстати, нередко именно так и происходит. Чаще всего такие сервисы вырастают из сайтов-хобби, и иногда могут оказаться способными «прокормить» своего создателя, а то и вылиться в настоящий бизнес.
Сайт-хобби, как и следует из названия, создается людьми, чем-либо увлеченными. Это может быть все что угодно — от рассказа о содержании аквариумных рыбок до виртуальной картинной галереи. Как правило, такой сайт дает возможность получить «неформальную информацию» об авторе и может оказаться решающим доводом, например, при принятии решения о найме на работу. Причем решение это вовсе необязательно будет положительным — если человек претендует на работу, скажем, веб-программиста, а его «домашняя страничка» пестрит сообщениями об ошибках, то — увы... С другой стороны, взгляд на качественно сделанный сайт-хобби вполне способен создать положительное впечатление об авторе, которое, порой, может и перевесить формальные данные, присланные другим кандидатом.
Сайт-хобби может пригодиться не только «частным лицам», но и фирмам Для компаний включение элементов "сайта-хобби" в свой корпоративный сайт тоже может принести немало плюсов. Например, подборка анекдотов или цитат, тематически связанных с деятельностью фирмы, способна создать психологический комфорт у посетителя и положительный имидж компании.
Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что любой тематический сайт формирует вокруг себя некое сообщество единомышленников (community), которое может служить источником новых идей, консультаций, потенциальных работников, да и просто приятным местом для общения.
Ну, и в заключение этой заметки хотелось бы добавить пару слов о плохих сайтах. Не стоит их делать. Постарайтесь, как уже говорилось выше, подумать о том, зачем сайт нужен вам, и зачем он нужен посетителям. Попросите ваших знакомых (желательно, хорошо знакомых с Интернетом) взглянуть на набросок (или идею) сайта и покритиковать его. Подумайте, сможете ли (и будете ли!) вы сайт поддерживать и обновлять.
Статья получена: hostinfo.ru