Правительство дало отрицательное заключение на законопроект о налоге на роскошь. Принятие законопроекта приведет к двойному налогообложению имущества, так как перечисленное имущество уже облагается налогом на имущество физических и юридических лиц, а также к необоснованному увеличению налоговой нагрузки на граждан и организации, отмечается в письме. Однако согласно имеющейся информации в ходе избирательной кампании этот документ может вновь появиться на законодательном горизонте.
Напомним, что этот законопроект предусматривает введение дифференцированной ставки налога на предметы роскоши. Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, помещения и сооружения, земельные участки стоимостью от 15 миллионов рублей и выше.
А также автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от
2 миллионов рублей, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тысяч рублей.
Новый налог предлагается сделать федеральным, то есть поступления от взимания этого налога будут подлежать зачислению в федеральный бюджет.
Плательщиками налога предлагается сделать не только физических, но и юридических лиц. Это объясняется тем, что если освободить юридические лица от уплаты данного налога, то это неминуемо приведет к "переписыванию" собственности (предметов роскоши) с физических на юридических лиц. Очевидно, что в этом случае потребители предметов роскоши фактически не изменятся, говорится в пояснительной записке.
"Российская газета" обратилась к экспертам с просьбой оценить это предложение.
Максим Федотов,
заместитель руководителя департамента налогов и права "Бейкер Тилли Русаудит":
- С точки зрения налогового законодательства внесение таких поправок допустимо. Вместе с тем последствия таких нововведений во многом будут зависеть от механизмов реализации заложенных в законопроект идей. Например, такие поправки могут вынудить богатых людей покупать или хранить предметы роскоши за рубежом, что повлечет отток капитала за рубеж.
На мой взгляд, если в нашем государстве допускается и признается нормальным получение сверхдоходов (в том числе путем введения единой (не прогрессивной ставки) по налогу на доходы), то не стоит ограничивать людей и в их законном использовании. По сути такой налог является скрытой формой налогообложения доходов.
По-моему, более эффективной мерой было бы ввести контроль над полнотой уплаты налога на доходы путем контроля за расходами физических лиц. Это позволило бы не только пополнить бюджет и удовлетворить чувство социальной справедливости, но помогло бы решить все проблемы, связанные с незаконным получением денег, например, проблемы коррупции, отмывания денежных средств, полученных незаконным путем. И людей, покупающих предметы роскоши, стало бы скорее всего меньше.
Я не думаю, что Государственная Дума пойдет на такие поправки в налоговое законодательство.
Михаил Александров,
заместитель директора департамента налогов и права ООО "Русский инвестиционный клуб консалтинг":
- Действительно, инициативы по введению повышенных ставок налогообложения для предметов роскоши появляются более или менее регулярно. Есть такие налоги и в зарубежных странах. Опыт показывает, что именно в сфере недвижимости тщательно продуманное налогообложение роскоши может быть наиболее эффективно.
Как правило, основная проблема введения подобных налогов лежит в сфере их администрирования. Несложно установить повышенную ставку в отношении тех или иных предметов роскоши. Сложность состоит в том, чтобы правильно рассчитать налоговую базу, исчислить налог и проконтролировать его уплату.
Определение цены изделий из драгоценных камней или, например, предметов искусства может потребовать проведения экспертизы. Абсолютно непрозрачным станет и вторичный рынок предметов роскоши. Ведь выгоднее, например, приобрести яхту на родственника по действительной цене и потом выкупить ее в качестве "подержанной". Как в этом случае будет рассчитываться налог? Не зря же применительно к автотранспорту налоговой базой для исчисления налога является объем двигателя - государство просто не в состоянии проконтролировать стоимость обращения данных предметов на вторичном рынке. Кроме того, не стоит забывать и о том, что нередко дорогостоящие яхты или самолеты и сейчас оформляются на компании, в том числе и нерезидентные. В этом случае взыскание налога может быть затруднено.
Основная причина, почему появился этот законопроект, скорее всего приближающиеся выборы и стремление завоевать поддержку избирателей. Причем подобные инициативы, если они являются недостаточно проработанными, могут привести не только к усилению фискальной нагрузки на богатейших собственников. Например, множество людей еще с советских времен владеют участками в Подмосковье. И стоимость некоторых из них на сегодня может составлять значительно больше обозначенных 15 миллионов рублей даже с учетом скромного размера в 6 или 12 соток.
Ирина Колодина Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU