Самооценка относится к качествам, которые украшают нас в глазах окружающих и портят одновременно. Роль самооценки в жизни любого человека колоссальна. Особенно важно, вырабатывать успешную самооценку, в процессе воспитания характера, то есть в детском возрасте, когда личные качества интенсивно развиваются и преобразуются.
Самооценка оказывает влияние на отношение человека к жизни, на его круг интересов, на отношение к нему окружающих. Самооценка невольно проявляется в манере поведения, общении, часто она затмевает настоящие достоинства и недостатки человека.
С раннего детства самооценка формируется воспитанием. Заниженная самооценка не позволит ребенку раскрыться в полной мере. А высокое самомнение таит в себе следующую опасность: ребенок научится присваивать себе несуществующие способности и нереальные перспективы, а потом, страдать, когда жизнь начнет расставлять все по местам.
Многие родители мечтают, представляя каким должен быть их ребенок, а увидев, что он не соответствует этим мечтам, они спешат упрекнуть его за это, уже не обращая внимания, на реальные достоинства, которые просто не вписываются в планы родителей. Поэтому, остерегайтесь формирования низкой самооценки у своего ребенка, не возлагайте на него неразумных надежд, чтобы впоследствии не привести ситуацию к разочарованию. И, наоборот, стремитесь замечать достоинства ребенка, открывать в нем новые черты.
Похвала, как и критика, должна быть разумна. Нельзя безоговорочно хвалить или критиковать все подряд то, чем занимается ребенок. Критика, превышающая похвалу, приведет к отстраненности ребенка от родителей. Критикуя ребенка, если возникла необходимость, обязательно найдите то, за что можно похвалить, например, за проявленную смекалку, самостоятельность, ум. А также, не забудьте в конце разговора, выразить свою надежду, что ребенок понял свой проступок и исправится.
Особенно внимательно следует вести себя родителям, воспитывающим двоих и более детей. Некоторые родители открыто сравнивают своих детей, постоянно ставя кого-то в пример. Безусловно, это отражается на детской самооценке, вызывая ощущение зависти, сомнение в любви родителей и, как правило, выраженную неприязнь к тому ребенку, которого превозносят.
Фактически, самооценка - эта та разность между настоящим и идеальным, а детям, особенно в подростковом возрасте, свойственно создавать себе идеалы. Иногда они стремятся быть похожими на героев фильмов или книг, но осознают, что это невозможно. В итоге разница между идеалом и самим ребенком оказывается, настолько велика, что самооценка может упасть практически до нуля.
Очень обидно, что подобное чаще всего касается самых любознательных, умных и способных подростков. Именно они, в большей степени бывают, недовольны собой, в результате имея заниженную самооценку. У подростков, относящихся к жизни легкомысленно, не задумываясь о завтрашнем дне, с самооценкой обычно все в порядке.
Безусловно, приветствовать стремление ребенка к идеальному образу нужно, иначе он имеет все шансы вырасти низко образованной и самодовольной личностью. Но также необходимо объяснить ему, что к своему идеалу нужно приближаться постепенно, не спеша, путем нелегкого кропотливого труда. Разъясните ребенку, что даже если идеальный образ кажется недостижимым, если невозможно изменить себя настоящего, то можно поменять представления о себе - идеальном. Главное, любить и ценить себя таким, кто ты есть на самом деле.
Формирование успешной самооценки в ребенке - одна из главных задач для его будущего.