Об увеличении спроса логистических операторов на складские помещения и прогнозах развития рынка корреспонденту "Бизнеса" Антону Павлову рассказал директор департамента индустриальной и складской недвижимости компании Knight Frank Алексей Новиков
- По каким ставкам операторы арендуют помещения и потом предоставляют их клиентам?
- Говоря о ставке аренды, нужно в первую очередь понимать, что в нее включается. Называя ставку $135-155 за квадратный метр в год для складов класса А, мы включаем в нее операционные расходы и не включаем коммунальные платежи и НДС.
При этом девелопер в своих расчетах ориентируется на ставку, которая позволяет представлять, какие деньги попадают в его карман, а какие уходят на обслуживание самого здания и налоги на землю и имущество. Таким образом, для девелопера наиболее важной является ставка triple net- это ставка аренды, которую получает девелопер, не включающая затраты: операционные расходы, коммунальные платежи и НДС.
Ее уровень сейчас составляет $110-130.
В свою очередь крупные логоператоры, которые арендуют большие объемы площадей по ставке около $120, могут предоставить помещение клиенту по цене даже ниже арендной. Это объясняется тем, что прибыль такие компании в основном получают за счет обслуживания грузопотока клиентов. Любая услуга, будь то погрузка или разгрузка фуры, стоит денег. В результате клиент с большим грузопотоком может получить помещение по довольно низкой цене - $70-90. Если же грузопоток клиента небольшой и услуг требуется немного - логоператор зарабатывает только на хранении, в связи с чем уровень ставки возрастает.
- Почему логистические операторы не покупают помещения, а предпочитают брать их аренду?
- Это в первую очередь обусловлено молодостью рынка.
Долгое время на рынке складских помещений существовал дефицит предложения, а единственной логистической компанией, располагавшей собственными помещениями, была НЛК. Таким образом, на рынке сформировался накопленный спрос, и с появлением большого количества проектов логисты стали арендовать площади значительных объемов. Однако уже в ближайшее время можно ожидать выхода на рынок проектов строительства складов по схеме build-to suit, когда девелопер будет осваивать участок и строить комплексы под конкретного оператора. Такая схема будет уже следующим этапом развития рынка. Только у нашей компании есть несколько заявок от крупных компаний, которые ищут уже готовые помещения для покупки.
Спрос логистических операторов будет и далее расти. Учитывая, что рынок Подмосковья уже сформирован, интересная битва развернется за регионы.
Таким образом, уже в ближайшее время можно ожидать значительного увеличения объемов строительства складских комплексов в некоторых городах России, где у отечественных компаний будет ряд преимуществ: они проще идут на более рискованные проекты и, что немаловажно, знают местную региональную специфику.
Антон Павлов Бизнес
Статья о недвижимости получена: IRN.RU