Шопинг становится не только необходимостью, но и одной из форм развлечений.
Индустрия развлечений сегодня в моде, и поэтому пользуется повышенной популярностью не только у москвичей, но и у гостей столицы. Буквально на каждом шагу можно увидеть сверкающие яркими огнями казино, киноцентры, дискотеки и даже целые парки аттракционов. Однако не будет преувеличением сказать, что именно сектор торгово-развлекательных центров (ТРЦ) давно уже занял прочные позиции на рынке индустрии развлечений, а потому является одним из наиболее освоенных его участков.
Развлекать и торговать
С каждым годом в Москве появляется все больше торгово-развлекательных центров (ТРЦ).
Более того, по сравнению с другими отраслями рынка развлекательной индустрии торгово-развлекательным центрам можно позавидовать. Именно на ТРЦ инвесторы первыми обратили внимание. Это подтверждается степенью развития других секторов. Например, существенно в ближайшем будущем могут вырасти сети мультиплексов, фитнес-клубы ожидает ежегодный рост в пределах 20-30%, а гольф-клубы вообще находятся в самом начале пути развития. Но это пока в перспективе, а сегодня лидирующие позиции все же за ТРЦ.
По словам руководителя Департамента коммерческой недвижимости консалтинговой компании Blackwood Михаила Геца, на сегодняшний день в столице функционирует около 15 торгово-развлекательных центров, наиболее из которых известны...
Наверно, не будет преувеличением сказать, что в последние несколько лет столица действительно переживает настоящий торгово-развлекательный бум, который еще далек от своего завершения. Причин этому несколько, но основная, и с этим согласны участники рынка недвижимости, заключается в комплексном подходе. Современный ТРЦ - это удачное комбинирование торговых и развлекательных площадей. Однако дело здесь не только в грамотном соотношении, которое задается и определяется концепцией отдельно взятого ТРЦ, основной момент заключается в грамотной расстановке акцентов как торговых площадей, так и развлекательных.
С этой точки зрения специалисты компании Blackwood выделяют несколько наиболее удачных столичных торгово-развлекательных центров. Например, ТРЦ "Мега" разместил на своей территории каток, действующий круглый год. Для многих потенциальных покупателей это уже было достаточным поводом для посещения центра. По "Крокус Сити Моллу" можно проехаться на электромобиле. В ТРЦ "Охотный Ряд" расположен боулинг. В "Золотом Вавилоне" кинотеатр "Люксор" имеет лучший звук по сравнению с другими кинотеатрами в ТРЦ.
Кинотеатры лучше казино
М. Гец добавляет, что если раньше торговые центры воспринимались исключительно как место совершения покупок, то сегодня посещение ТРЦ становится формой проведения досуга, развлечением. "Туда идут всей семьей, проводят целый день - отсюда и новые требования к организации торгового пространства, - подчеркивает специалист. - После совершения покупок покупателям хочется посидеть в кафе, пообедать, выпить кофе".
Однако полет фантазии и желание сделать ТРЦ уникальным, непохожим на остальные может далеко увлечь разработчиков. Настолько, что велика вероятность совершения ошибки. Дело в том, что даже среди богатого развлекательного разнообразия ТРЦ надо учитывать некоторые моменты. Как отмечает М. Гец, с точки зрения получения прямой прибыли от аренды торговых площадей, развлекательный сектор больших доходов не приносит. "Арендная ставка для операторов развлечений в несколько раз ниже, чем для остальных арендаторов, - добавляет специалист. - Например, арендная ставка для кинотеатра составляет не более 250 долларов за кв.м в год, и в последнее время наметилась тенденция по ее снижению, что связано со стабилизацией рынка". По словам эксперта, невысокая ставка объясняется тем, что операторы развлечений занимают, как правило, достаточно большую площадь.
Другой момент заключается еще и в том, что есть определенные профили индустрии развлечений, которые специалисты не советуют размещать в торговых центрах, несмотря на кажущуюся экономическую эффективность. Основные из них - казино и игровые автоматы, обороты которых позволяют выплачивать высокую арендную плату и несут очевидную выгоду для владельца комплекса, но противоречат назначению торгового центра как места совершения покупок и семейного отдыха. Дело в том, что часы работы салона игровых автоматов или казино и самого торгово-развлекательного центра, как правило, не совпадают. К тому же посетители этих развлекательных профилей не нацелены на какие-либо покупки, а только лишь провести приятно время. С другой стороны, сложно отрицать экономическую эффективность игровых автоматов или казино. Безусловно, они приносят высокий доход и являются выгодным бизнесом, однако их присутствие в ТРЦ может серьезно повредить другому успешному бизнесу - самому торговому центру, поэтому наилучшими развлекательными учреждениями в торговых центрах, по мнению большинства аналитиков рынка консалтинга и недвижимости, являются кинотеатры, детские игровые площадки, парки аттракционов и боулинг.
В перспективе...
Индустрия торговли всегда была одним из ведущих секторов рынка недвижимости, сейчас динамично развивается индустрия развлечений. Не нужно обладать высокой проницательностью, чтобы понимать, что будущее за торгово-развлекательными центрами, а именно, за грамотным и успешным симбиозом торговли и развлечений. Начав свое победное шествие с крупнейших городов России, сейчас эстафету по строительству ТРЦ перенимают другие мегаполисы. ТРЦ уже успешно функционируют в Новосибирске, Красноярске, Волгограде и других городах. Известно, что торговый дом "Копейка", принадлежащий ФК "НИКойл", планирует построить 15 ТРЦ в провинциальных городах центральной части России. И это только начало, так как питерская инвесткомпания "Мир" в ближайшую пятилетку возведет в спальных районах города 10 ТРЦ общей площадью 450 тыс. кв. метров.
Объяснить такую популярность со стороны инвесторов можно не только количественным фактором, то есть нехваткой ТРЦ в городах или расширением сектора, но и качественным. Как верно отмечает М. Гец, качество имеющихся ТРЦ не всегда удовлетворяет требованиям посетителей, некоторые из них имеют весьма условное отношению к профилю ТРЦ, поэтому этот сегмент в Москве, да и в других городах России, еще будет развиваться. С каждым годом ТРЦ совершенствуются, первоначальные концепции пересматриваются и улучшаются для максимального удовлетворения желаний посетителей.
Ирина Кис Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU