В приоритетах – создание и ведение баз данных объектов недвижимости, находящихся в собственности Москвы, инвестиционных контрактов, акций открытых акционерных обществ, принадлежащих городу, государственных унитарных предприятий Москвы; базы данных прав аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, а также безвозмездного пользования.
Акцент решено сделать на совершенствовании системы арендных отношений и предоставления льгот по арендной плате, а также практики использования помещений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, не допускающей использование имущества, принадлежащего городу с целью необоснованного обогащения, направленной на создание прозрачной, понятной и прогнозируемой системы обеспечения стабильных поступлений в бюджет города от использования городского имущества. Наконец, планируется окончательное введение в полном объеме работы в режиме «одного окна».
В IV квартале предполагается изменить прежний порядок предоставления помещений, находящихся в собственности Москвы. Он предусматривает систему аукционов при сдаче в аренду вновь вводимых в хозяйственный оборот и высвобождающихся нежилых помещений.
Торги будут с открытой формой подачи заявок.
Затем будет проведена инвентаризация задолженности по арендной плате за нежилые помещения по направлениям: задолженность, ведущая к прекращению договора аренды (неуплата в течение двух сроков платежа); задолженность, подлежащая погашению (несогласование с арендатором новых ставок арендной платы); задолженность, подлежащая признанию безнадежной.
Также решено активизировать в 2004 году работу по взысканию задолженности или расторжению договоров с недобросовестными арендаторами в судебном порядке.
В мэрии считают необходимым обеспечивать ведение учета нежилого фонда, выбывающего из арендуемого фонда вследствие реконструкции (сноса) конкретных объектов. Установлен еще ряд важных новаций: включение в инвестиционные контракты условий по ужесточению мер за нарушение сроков передачи городу нежилых помещений в жилых домах – новостройках; выплата денежной компенсации за городскую долю нежилых помещений в заключаемых инвестиционных контрактах, кроме помещений, находящихся в собственности города до начала реконструкции (сноса объекта). За доходами от конкурсов и аукционов по подбору инвесторов будет вестись целевой учет и целевое расходование этих средств для создания недорогих офисных и производственных нежилых помещений – технопарков, в том числе для размещения субъектов малого предпринимательства. Отдельно стоящие объекты нежилого фонда, требующие проведения реконструкции, будут переданы в доверительное управление с определением бюджета доходов и расходов, связанных с эксплуатацией и доверительным управлением. Кроме того, решено, что использование помещений, высвобождающихся в результате арбитражно-претензионной работы, осуществляется в коммерческом режиме по ставкам арендной платы, реально складывающимся на рынке аренды недвижимости.
Кроме того, с 1 января 2005 года отменяется право сдачи в субаренду арендуемых площадей для арендаторов, которым при расчете ставок арендной платы применяется понижающий корректирующий коэффициент (0,3; 0,5). Помимо этого, государственным унитарным предприятиям запретят сдачу в аренду нежилых помещений, предоставленных им в хозяйственное ведение, без согласия собственника. В 2008 году будет завершен переходный период по определению величин арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города.
При этом в 2005 году увеличение арендной платы допустят не более чем в 1,25 раза для льготных категорий и в 1,5 раза для остальных арендаторов по сравнению с арендной платой, установленной на 2004 год.
На сегодняшний день общая сумма имущественно-земельных доходов, администрируемая Департаментом имущества города, составляет 31 млрд 679 млн. рублей.
В течение 2003 года департаментом оформлены в собственность города 37 тыс. объектов инженерно-коммунального назначения на сумму более 700 млрд рублей из числа вновь построенных и действующих.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации принят из федеральной собственности в собственность Москвы пакет акций (60,88%) ОАО «Аэропорт Внуково» стоимостью 1 млрд 740 млн. рублей.
Вместе с тем, невыполнение рядом арендаторов нежилых помещений обязательств по договорам аренды привело к потере доходов от арендной платы за 2003 год на сумму более 2 млрд рублей.
Петр Самойлов Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU