Владельцы сносимых гаражей в зоне прокладки Четвертого транспортного кольца оказались в роли героев рязановского фильма.
Скандал со сносом гаражных кооперативов, попадающих в зону строительства первого участка Четвертого транспортного кольца, продолжается. После публикации "Известий" ("Четвертое кольцо наехало на гаражи" от 21.08.2007) о том, что владельцы сносимых автобоксов в Восточном округе не могут добиться положенных им компенсаций, мэр Москвы на заседании столичного правительства устроил местным чиновникам разнос. В четверг префект ВАО Николай Евстихиев наконец пригласил автовладельцев на откровенный разговор, но, видимо, испугавшись народного гнева, сам на него не пришел.
На растерзание почти тысячной толпы префект ВАО прислал своего первого зама Николая Ломакина, который явился в сопровождении глав районных управ с 30-минутным опозданием.
Люди встретили запоздавших парламентеров агрессивно, и вскоре собрание, на котором чуть ли не каждый второй выкрикивал, что он отдал за гараж, стало напоминать кадры из одноименного рязановского фильма.
Напомним, конфликт начался около года назад, когда городские власти оповестили собственников гаражных кооперативов о том, что их гаражи будут снесены, так как попадают в зону строительства Четвертого транспортного кольца. Им была сразу предложена денежная компенсация, но большинство автолюбителей от денег отказались - им нужны не деньги, а куда более дефицитный в Москве товар: места для парковки взамен сносимых гаражных боксов. Чиновников, судя по всему, такой вариант не устроил, и они начали "футболить" автовладельцев по разным инстанциям. Вчера присланный разъяснить людям политику мэрии заместитель префекта попытался успокоить собравшихся.
- Уже готов проект постановления правительства Москвы, предусматривающий выделение мест в новых паркингах для владельцев сносимых гаражей, - начал свою речь Николай Ломакин. - Те, кто захочет получить деньги, их получат, кто хочет место для стоянки машины, получит его. Правда, готовых гаражей у нас очень мало. Поэтому городские власти пока предлагают вам места на временных стоянках и готовы подписать договор социальной гарантии, обязуясь в определенный срок предоставить машиноместа в полноценных гаражных комплексах. Сам бланк этого договора, к сожалению, пока не готов. Как только наши специалисты его составят, мы обязательно вас с ним ознакомим.
Последнюю фразу чиновник сказал зря. Кто-то из автовладельцев вспомнил афоризм: "утром деньги - вечером стулья", и собравшиеся вновь потребовали гарантий. Выяснилось, что часть автолюбителей уже несколько месяцев не могут выбить места на временных парковках, а другие успели получить денежные компенсации, а теперь хотят вернуть их и претендовать на место в строящемся паркинге.
- В понедельник с двух до трех часов дня главы районных управ будут вести прием всех недовольных, - пообещал зампрефекта. - С ними можно будет обсудить все тонкие моменты предстоящего сноса и выделения мест на стоянках. Что касается "передумавших", никаких проблем я не вижу. Возвращайте деньги, и мы дадим вам гараж.
Казалось, на этом можно было бы и разойтись. Но в воздухе витал главный вопрос: сколько будет стоить обслуживание новых гаражей, и как они вообще будут выглядеть. Выяснилось, что управлять временными парковками будет городская компания МГСА, а многоэтажными паркингами - специально выбранная управляющая компания. В среднем ежемесячное обслуживание машиноместа в новом гараже обойдется владельцу в 2000 рублей. Сейчас такую сумму владельцы гаражных кооперативов - в большинстве своем немолодые люди, ветераны и пенсионеры - платят раз в год. Кроме того, город предлагает им места в многоэтажных неотапливаемых паркингах, которые внешне представляют собой 4-этажную коробку с толстыми металлическими жалюзи вместо стен. Внутри места для машин разделены разметкой и сеткой рабицей, что позволяет закрывать свой бокс на замок.
- Это неравносильный обмен, - накинулась на чиновника участница гаражно-строительного кооператива "Стрела". - Вы сносите капитальные изолированные строения, а взамен предлагаете автомобильные общежития европейского типа. Но мы не в Европе. Для большинства здесь присутствующих гараж - не только место для хранения машины, но и собственный мини-автосервис, в котором он ремонтирует свою машину. В гаражах мы храним инструменты и запасную резину. В ваших паркингах делать все это будет невозможно.
- Мы готовы рассмотреть предложения и внести в проект строительства места для хранения резины, - пообещал уже почти на все согласный чиновник. - Более того, в современных гаражных комплексах они и так предусмотрены. Если же вы хотите строить гаражи с изолированными боксами, то в Москве давно действует программа "Народный гараж". Берите денежные компенсации, составляйте свой персональный проект и стройте. Город готов идти на любые разумные уступки.
Спор чиновников с автовладельцами продолжался до глубокой ночи, но к согласию стороны так и не пришли. С одной стороны, очень хочется, чтобы девиз "собственность священна" стал для нас не пустым звуком, с другой - город развивается, и места старым, одноэтажным гаражным боксам в нем давно нет. Тем более что земля под этими боксами все-таки принадлежит городу. Находить золотую середину в этом конфликте интересов сложно, и пока не очень получается как у власти, так и у владельцев гаражей, решивших выжать из ситуации максимум возможного. Но найти ее надо срочно. Проектировщики Четвертого транспортного кольца убеждали, что восточный участок трассы окажется самым беспроблемным с точки зрения его расчистки. Именно поэтому он и был выбран в качестве пилотного отрезка новой дороги. Если даже здесь власть не может договориться с жителями, страшно представить, что ждет строителей на следующих участках, где для прокладки трассы придется расселять жилые дома.
"Известия" будут следить за развитием событий - гаражей и жилых домов на пути прокладки трассы Четвертого кольца еще много, и ситуация с компенсацией утраченной собственности должна быть максимально прозрачной.
Анатолий Гусев Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU