Покупатели элитного жилья в этом году демонстрируют новые предпочтения. Теперь квартира премиум-класса обязана не только подтверждать социальный статус владельца, но и обеспечивать ему и домочадцам определенное настроение, для создания которого требуются новые площадки и подходы.
- Сегодня потребители стремятся найти "собственную среду обитания" и делают осознанный выбор в пользу "дома для жизни". На первое место в предпочтениях выходят функциональность и удобство, качество строительства и способность компании-застройщика создать "архитектуру настроения", - говорит Александр Илюхин, руководитель департамента элитного жилья компании "Новое качество". - Наличие клубной атмосферы дома нередко является решающим фактором при выборе квартиры.
Чтобы создать такую атмосферу, застройщикам еще придется поломать голову. Пока же они надеются главным образом на талант и мастерство архитекторов. "Если ранее архитектура дома не играла принципиальной роли, то сегодня данный фактор для клиента не пустой звук, а уже неотъемлемое требование: дом должен быть и красивым, и стильным, и запоминающимся, - говорит Алена Бригаднова, начальник отдела городской недвижимости компании Soho Realty. - При этом на рынке ощутимо выросло число интересных предложений: застройки известных архитекторов, проекты с нестандартными стилевыми решениями. У российского потребителя дорогой недвижимости, можно сказать, сформировался "архитектурный вкус".
Однако потешить архитектурный вкус, заселившись в элитные квартиры, построенные в то время, когда спрос был по рукам и ногам скован предложением, проблематично. Поэтому застройщики ищут и находят новые площадки для реализации проектов, способных удовлетворить платежеспособных и требовательных клиентов.
- Пришло понимание того, что жить в элитном доме можно не только на Остоженке. Потенциальные покупатели с нетерпением ждут появления новых элитных домов на "Золотом острове". По нашим данным, цены на квартиры здесь будут доходить до $25 тыс. за кв.м, - рассказывает Наталья Новикова, гендиректор компании Renaissance Realty. - Большим потенциалом обладает район Хамовники. В скором времени здесь появится новый элитный квартал. Интересно, что в отличие от Остоженки, где в архитектурном облике зданий преобладает стиль high-tech, в районе Замоскворечья планируется возведение целого ряда объектов в мягком классическом стиле - "под старину". Застройщики все чаще отдают предпочтение именно этому стилю, а времена минимализма с его прямолинейными формами уходят в прошлое.
Но изменились не только архитектурные предпочтения покупателей элитного жилья. По наблюдениям Натальи Новиковой, теперь для жизни им требуется все больше пространства. "Если еще год назад в элитном сегменте наиболее ходовым считался метраж 120-150 кв.м, то сейчас многие состоятельные клиенты предпочитают брать 170-220 кв.м", - говорит она. А по данным Алены Бригадновой, наиболее востребованная сегодня площадь - 220-250 кв.м. "Это квартира свободной планировки для семьи с одним ребенком, рассчитанная на 2 спальни и кабинет либо 3 спальни. Все чаще клиент при формулировании своего видения квартиры обращает внимание на такие моменты, как просторная спальня, вместительная гардеробная, несколько санузлов, большая ванная комната, причем желательно с окном, - утверждает она. - Также на развитие нового тренда, видимо, оказал немалое влияние стиль загородной жизни москвичей. Люди, уже имеющие большой, просторный дом в Подмосковье, стремятся к аналогичному комфорту и в городе".
Меняются и представления о количестве квартир в элитном доме. Если раньше считалось, что в настоящем элитном доме может быть не более 50 квартир, то сейчас квартир может быть и 100-150, это никого не пугает. А вот к инфраструктуре покупатели элитного жилья явно охладели. Им оказались не нужны салоны красоты, рестораны, фитнес-центры в собственном доме. И они исчезли в силу своей неликвидности. "Теперь застройщики стараются минимизировать инфраструктуру в элитных домах, делая ее необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей покупателей. Холл для приема гостей, прачечная, курительная комната, возможно, библиотека - как правило, этим все и ограничивается. Характерно, что инфраструктура предназначается исключительно для жителей дома и закрыта для посторонних посетителей", - говорит Наталья Новикова.
Почему состоятельные клиенты разочаровались в инфраструктуре, объясняет Алена Бригаднова: "В первую очередь, это очень дорого. Коммунальные платежи дома с развитой инфраструктурой как минимум в два раза превышают текущую оплату в обычном дорогом доме. Ну а во-вторых, изменился стиль жизни богатого человека. Если ранее считалось неприличным и даже опасным демонстрировать свой статус и состояние (потому люди и пытались уместить все свои потребности в одном "закрытом" пространстве своего дома за высоким забором), то сегодня положение обязывает быть публичным и открытым. Ему удобно ездить в разные рестораны, посещать престижный фитнес-клуб, где его ждет личный инструктор, - одним словом, он не стесняется быть богатым".
Наталья Барановская Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU