В рамках программы московского правительства по комплексному благоустройству «Мой дом, мой подъезд» предусмотрены средства на то, чтобы в каждом подъезде, где есть соответствующие условия, были дежурные, в народе называемые консьержами. Однако таких подъездов в Москве не так уж много, чаще всего помещения для консьержей пустуют, заняты дворниками или и вовсе никому не известными личностями. Почему так происходит?
Ответ достаточно прост. Средства правительство выделяет, управа обязана оказывать помощь, но никто, кроме самих жителей дома, не станет инициировать и организовывать весь этот процесс.
Необходимо взять дело в свои руки, и мы предлагаем вам определенный алгоритм действий, следуя которому, вы сможете до неузнаваемости преобразить свой дом.
Любое решение в вопросах распоряжения общим имуществом собственников принимается на общем собрании, протокол которого и будет документом, подтверждающим ваши полномочия. Но, чтобы организовать собрание и принять решение, недостаточно просто повесить объявление: практика показывает, что на собрание явится очень мало жильцов, если такие вообще будут. У каждого свои дела, семьи… И чтобы собрать людей, нужно провести немалую подготовительную работу.
Первый и важнейший шаг – найти единомышленников. Подумайте, кто в первую очередь заинтересован в чистоте и безопасности вашего подъезда? Правильно, семьи с детьми. Они и есть ваша целевая аудитория. Познакомьтесь с молодыми мамами на площадке у песочницы, постарайтесь объяснить им, как улучшится их жизнь и безопасность их детей с появлением в подъезде хорошего консьержа.
Заручившись поддержкой и собрав «инициативную группу», переходите к организации собрания. Повесьте на видном месте объявление, будьте готовы обновить его пару раз (пока в вашем подъезде нет дежурного, у хулиганствующих подростков развязаны руки). Однако на собрание нужно выходить с готовым решением, поэтому предварительно подготовьте нужные материалы: вам понадобится кандидатура старшего по подъезду, калькуляция расходов и порядок сбора денег с жильцов, примерный план оборудования места для дежурного. Лучше всего воспринимается письменная информация, поэтому стоит изложить на бумаге все эти вопросы и предполагаемые ответы на них и раздать их соседям для ознакомления.
Стоит подготовить и «психологические меры воздействия»: выясните у участкового статистику краж, нападений и актов вандализма в вашем микрорайоне, в соседних домах, а возможно и в вашем собственном доме – обычно люди не догадываются, что происходит в подъезде, пока их самих не разденут в лифте. Красочно расскажите пару случаев грабежа в соседнем доме – и вас будут слушать с большим вниманием и интересом. Опишите, как может выглядеть ваш подъезд, если в нем будет сделан ремонт и организовано дежурство. Постарайтесь пробудить в людях чувство собственности: как правило, большинство жильцов просто не осознают, что подъезд, лестничные клетки, комната для консьержа отчасти принадлежат и им. Почему вашим законным имуществом должен распоряжаться кто-то чужой?
Однако, несмотря на всю подготовительную работу, на собрание может явиться очень малая часть собственников. Стоит предусмотреть и это. Неплохим выходом из положения станет раздача «бюллетеней для голосования» по наиболее важным вопросам: согласны ли собственники с кандидатурой старшего по подъезду, на организацию дежурства, на сумму ежемесячных сборов и порядок их внесения. Подпись и дата в этом документе станут достаточным подтверждением легитимности принятого решения.
Имея на руках протокол общего собрания с принятым решением, можете отправляться в обслуживающую организацию (ДЕЗ или УК). Согласно постановлению московского правительства, для дежурных по подъезду даже выделяется зарплата, а также средства на обустройство помещения. Старший по подъеду оформляется официально и получает соответствующие полномочия. Конечно, этих средств будет недостаточно, но вам в любом случае не придется начинать «с нуля», что уже хорошо.
Следующий этап – обустройство рабочего места для дежурного. Это очень важная часть дела, поскольку если вы сможете обеспечить консьержу удобство, комфорт и безопасность (не забывайте, что живой человек будет проводить в этой комнате целые сутки), вы можете избежать такой распространенной проблемы, как «текучка»: потребность в консьержах в Москве высока. Ну и конечно, конкурентоспособная зарплата – очевидная необходимость и немалое преимущество.
Для того чтобы обеспечить элементарную безопасность, требуется не так много: пульт консьержки и вызывная видеопанель на входной двери. В своей квартире каждый из жильцов может выбрать, устанавливать ли ему видеопанель, ограничиться привычной трубкой, или даже просто ключом. Установите в комнате дежурного кнопку вызова милиции, ведь многие просто боятся оставаться работать ночью.
Конечно, согласно правительственной программе, подъезды жилых домов оборудуются камерами наблюдения, но сигнал с этой единственной камеры поступает на пульт дежурного в ДЕЗе, и никто не гарантирует вам своевременной реакции. Поэтому лучше установить собственную систему видеонаблюдения, с помощью которой за порядком будет круглосуточно следить ваш консьерж. При поиске кандидатов развесьте объявления в своем районе – как правило, желающие могут найтись и в подъезде уже на стадии подготовки.
При найме на работу четко оговаривайте все обязанности кандидата. Лучше даже составить «должностную инструкцию» – меньше непонимания и, соответственно, конфликтов. Дежурный должен следить за тем, чтобы в подъезд не проникали посторонние: так предоставьте ему право интересоваться у посетителей, к кому они идут, а при необходимости уточнять эту информацию у хозяев квартир (конечно, необходимы сведения о жильцах, номера их телефонов). Впишите в обязанности дежурного информировать родителей о поведении несовершеннолетних детей в их отсутствие и о том, кто их посещает, следить за чистотой и сохранностью оборудования. Сидящая в консьержной «для мебели» бабушка, которая ничем и никем не интересуется, не оправдает затраченных усилий.
Собирая деньги на оплату консьержей, стоит предусмотреть и небольшую сумму на нужды подъезда, чтобы можно было улучшать его вид и обстановку: люди, видя реальные перемены, будут охотнее участвовать в процессе. Главное в деле организации – психология: ваши соседи должны увидеть реальные результаты, захотеть жить лучше, почувствовать, что все в их руках и все реально. Как говорят те, кто уже испытал это на себе: «соседи увидели, что процесс пошел, и стали включаться в работу, а те, кто не включился, хотя бы чистоту и порядок соблюдают, за то и спасибо!»
Конечно, усилий нужно приложить немало, и потом постоянно следить за выполнением всех условий тоже необходимо. «Не скажу, что было легко, – делится своими впечатлениями старшая по подъезду одного из домов ЮВАО. – Есть и у нас в подъезде вечно всем недовольные жильцы. Но… Как приятно заходить в свой подъезд! Поверьте, это того стоит! Сейчас из 64 квартир за консьержей не платят 4 квартиры. Считаю, что это – наша маленькая победа!».
Наталья Сафонова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU