Строительный бум, полтора десятилетия продолжающийся в Москве, стал "фирменным знаком" российской столицы. Неожиданные последствия и непредсказуемые эффекты этого рода деятельности подтвердили: строительство - процесс не столько технологический, сколько социальный, политический и даже этический. Как совместить интересы инвесторов, городских властей и рядовых москвичей? Как избежать народных волнений в процессе нового строительства? Как не потерять пространство для крупных перспективных общегородских проектов?
Новую "строительную конституцию", способную установить четкие правила игры в этой сфере, - Градостроительный кодекс города Москвы депутаты Мосгордумы рассмотрят в самое ближайшее время.
Попытки решить те или иные проблемы в сфере строительства предпринимались не раз: в Москве действует около 20 законов, регулирующих разные вопросы городского развития. Однако шанс обобщить и систематизировать способы решения околостроительных проблем появился у столичных властей только сейчас. И это логично: за прошедшее десятилетие определился как круг потенциальных конфликтных ситуаций, так и перечень возможных выходов из них. Что именно предстоит "разруливать" с помощью Градостроительного кодекса, можно понять, проанализировав тематику его основных глав.
Любой строительный проект начинается с планирования, поэтому неудивительно, что четыре главы нового кодекса из пятнадцати посвящены вопросам создания и реализации градостроительного плана, а также проблемам территориального зонирования. Действительно, генеральный план определяет будущее города на много лет вперед. К примеру, сейчас Москва пожинает плоды предыдущего генплана 1971 года, который не предусматривал бурной автомобилизации города — результат этого можно ежедневно наблюдать на забитых машинами дорогах. Новый Градостроительный кодекс подробно прописывает, как должна проходить ответственнейшая процедура создания планов — от схемы развития и застройки квартала до генерального плана Москвы.
Одна из самых крупных глав устанавливает порядок обращения строителей с городской зеленью — регулирует правила градостроительной деятельности на природных территориях. В каких случаях сквер должен быть неприкосновенен, как компенсировать вырубленные деревья, если избежать этого не удается, можно ли изменять границы природных территорий — порядок разрешения этих и других вопросов устанавливается в десятой главе кодекса.
Еще одна болевая точка — строительство на исторических территориях, а также в охранных зонах памятников истории и культуры (этому посвящена 11-я глава кодекса). Где возможна реконструкция и строительство, а где — только реставрация и приспособление старых построек к современным нуждам; как проводить регенерацию исторической среды — восстановление облика зданий, благоустройство и озеленение. Одна из статей этой главы полностью посвящена проблеме сохранения исторического силуэта города, в том числе определению предельно допустимой высоты новых сооружений.
Пожалуй, самая революционная глава кодекса посвящена правам горожан, живущих рядом с местом предполагаемой стройки. В частности, она определяет процедуру проведения публичных слушаний по проектам застройки.
— Публичные слушания — очень важная вещь, — сказал в интервью "Москве" депутат Мосгордумы от "Единой России" Михаил Москвин-Тарханов. — Мы у себя в Центральном округе проводим их уже давно и обнаружили, что проведение информационных мероприятий снижает количество конфликтов с жителями при строительстве в несколько раз. Конфликт — вещь довольно вредная как для москвичей, так и для строителей. Кстати, значительная часть конфликтов происходит из-за элементарного недостатка информации о том, что именно здесь собираются построить... Конечно, в основном кодекс писан для профессиональных деятелей, во многом — для строителей и чиновников. Но и для граждан он открывает совершенно четко прописанные процедурные возможности для заявления своих интересов и влияния на решение о конкретной застройке. Кодекс — очень четкий документ. Строитель получает инструкцию, как действовать, если он хочет прийти и что-то построить: порядок получения разрешений, отвода земли, организации строительства. А также информацию о том, что ему будет, если он нарушит этот порядок. Чиновник получает четко сформулированные правила разработки генерального плана, проведения мониторинга, взаимодействия с жителями. Жители — представление о том, как их должны проинформировать о будущей стройке и каким образом они могут выражать свое несогласие. Вот и весь пафос Градостроительного кодекса — цивилизованное урегулирование интересов.
Впервые в законодательной практике кодекс должен определить, что считать "точечной застройкой" — ведь именно с ней было связано большинство градостроительных конфликтов, в результате чего городские власти приняли решение отказаться от этой практики.
— Не надо идти на поводу у тех, кто получит максимальную прибыль от застройки того или иного места, — уверен вице-спикер Мосгордумы, депутат от фракции "Единая Россия" Андрей Метельский. — Нужно, чтобы приоритетными были интересы жителей и самого города. Юридического определения термина "точечная застройка" нет и, думаю, не будет. Зато на смену домыслам и вариациям на тему о параметрах строительства в том или ином районе появится серьезный комплексный документ — Градостроительный кодекс Москвы. В нем будут прописаны нормы, которые исключат разночтения по этому вопросу. Этот документ долго готовили эксперты, причем разных ведомств. Очень скоро он поступит на рассмотрение депутатов Мосгордумы. Кроме того, во все другие документы, так или иначе регламентирующие вопросы застройки, мы тоже внесем поправки, которые уточнят этот вопрос.
Ирина Фролова Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU