Реформа ЖКХ выходит на финишную прямую – среди управляющих организаций должны появиться новые частные компании. Но вот появятся ли? Если да – то немного. Не примут их жильцы.
Столик в аэропорту
Звонок.
Снимаю трубку, голос незнакомый.
- Вас беспокоят из…
И называют очень известную и уважаемую риэлторскую контору.
- Не хотите продать квартиру? Купить? Обменять? А если не вы – знакомые? Никто не хочет?
Рассердился. С ума они, что ли, сошли со своими рекламными акциями? Откуда-то достали квартирные номера телефонов, и теперь звонят – на авось, а вдруг? Но разве среднестатистический москвич озабочен подобными заботами? Какая вероятность, что фирма попадет на нужного человека, сколько при этом надо просидеть на телефоне? Занятие хоть и не совсем бессмысленное, но близкое к тому.
И вдруг мне стало жалко риэлторов. Понять можно!
Рынок посреднических услуг медленно, но неуклонно скукоживается. Новых строительных площадок практически в Москве не осталось. «Вторичка» - ненадежный ручеек. То полноводный, то пересыхает. Что еще остается? Промзоны? Но руководитель строительного комплекса Владимир Ресин на недавнем заседании правительства предостерег: «Не очень-то надейтесь. Треть уйдет под парки». Точечная застройка? Сами знаете, какие с ней проблемы. Не найдет она сколько нибудь значимого распространения.
Чем меньше кусок пирога – тем яростнее рвут его на части. В Москве около 300 риэлторских контор, и борьба между ними (борьба за клиента!) идет не на жизнь, а на смерть. На оживленных улицах появляются мини-автобусы, зазывающие клиентов, в крупных супермаркетах, на стадионах и даже в аэропортах устанавливаются столики посреднических фирм, те устраивают «дни открытых дверей» в ЕИРЦ, управах, где предлагают людям бесплатные консультации, а еще переполняют наши почтовые ящики бесчисленной рекламой. И даже звонят по незнакомым телефонам. Так не пиарится ни одна структура. А клиентов – во всяком случае, из числа москвичей - все также мало.
«Крыша» из имени
Это сейчас говорим «бренд», но само понятие существовало давно, только произносилось по другому: «фирма». С ударением на последнем слоге. Вопросов не вызывало. Авторитет вызывало одно лишь название. Дело прошлое, но года три-четыре одно такое слово – компания называлась по имени президента – пользовалось абсолютным доверием. Поставляла продуктами питания. Колбасы, мясо, рыба сыры, овощи, фрукты, сладости, полуфабрикаты… Помню, удивлялся – такая универсальная? До тех пор, пока не услышал по радио откровенное выступление его главы: «Мы охотно приглашаем другие организации, но только качественные, надежные. Пусть тоже называются нашим именем. Но это будет им стоить…» И называл несусветную сумму.
Продают не только свои услуги, но и свой бренд. И это нормально, по рыночному. Ведь имя надо заработать. А теперь зарабатывают на нем. Сейчас, повторяю, та фирма исчезла. Не знаю, почему. Но вот, что запомнилось – та сумма, которую назвал президент. В самом деле, сумасшедшая: то ли два, то ли три миллиона долларов. Полагаю – не зря. Охотников было немало. Доверие клиентов стоит дорого.
Провал реформы?
А теперь – о другом. Как-то беседовал с заместителем префекта одного округа.
- Ну, как же, - говорил он, - собрания в домах проводятся, люди выбирают управляющие организации. Много ли частных? Да, не очень. Один процент.
Понятно, что и ДЕЗы акционируются. Но разве от этого станут лучше работать? Если честно – не верю. Как обслуживали людей, так и будут: на троечку с минусом. От многолетних традиций отказаться трудно.
Почему люди не хотят довериться другим коммерческим компаниям? Ответить не сложно: боятся. И их можно понять. Слишком часто нас накалывали незнакомые коммерсанты. Как ни ругаем мы свой ДЕЗ, но за одно то, что он – свой, прощаем все грехи. Пусть лестницы грязные, пусть подъезд темный, но зато уверены – не сбежит дирекция с нашими деньгами, не сдаст колясочную какой-нибудь фирме, и, в конце концов, не взвинтит квартплату. А с остальным можно смириться. К тому же хорошего обслуживания вообще никогда не видали. Сравнивать не с чем.
Итак, все дело в доверии. Пусть новая фирма и в самом деле готова оказать самые что ни на есть комфортные услуги, но если люди ее не знают, не выберут ни за что. Не доверятся ей. Что из этого следует? Если кто-то предположит провал реформы ЖКХ, возражать не буду. Ведь по-прежнему будет нарастать необратимое старение домов. Ибо ничего другого от плохого обслуживания ждать нельзя.
Под маской леди…
Понятно, работа в сфере ЖКХ не сулит больших барышей. Но пока это единственная свободная ниша на рынке. И потому вызывает интерес коммерсантов.
Какие только хитроумные методы не выбирают компании, чтобы понравится жильцам! Заручиться их доверием. Есть одна обслуживающая организация, которая назвала себя ДЭЗом. Через «э»: «Дирекция эксплуатации зданий». Частная, но звучит знакомо. Другая такая же компания заключила договор с государственной дирекцией и на пару с ней стала обслуживать дома (справедливости ради скажем, что платы жильцов при этом ничуть не увеличились). Жильцы привыкли к названию, и тогда эта компания решила самостоятельно выйти на рынок. Но на это понадобилось несколько лет!
Понятно, к чему мы клоним? Все дело – или, во всяком случае, многое - в бренде, названии обслуживающей конторы. А теперь внимание! Какие бренды самые известные? По моим наблюдениям - риэлторские. По раскрученности, популярности они уступают разве лишь известнейшим торговым маркам. Так почему бы посредникам не дать свое «гордое» имя скромным и незнакомым собратьям?
«Фишка» в том, что такая операция не помешает и сами риэлторам.
С каждым годом работать им все сложнее. Сужается рынок продаж недвижимости. Конечно, совсем без работы не останутся. Глядишь – начнется второй этап сноса пятиэтажек, потом примутся за девятиэтажные башни. …И все же такого размаха, который был пять, даже три год назад у них не будет. Москва тесна, строители двинулись уже в регионы. Пойдут ли посреднические фирмы за строителями? Сомневаюсь.
Вот тут как раз и может придти на помощь сфера ЖКХ. Расширять поле своей деятельности, диверсифицировать свою работу – известный рыночный путь выживания. Это не значит, конечно, что риэлторам надо срочно переквалифицироваться в сантехников, «купля-продажа» все еще остается нашим любимым рыночным занятием. Но принять в свое лоно еще и управляющую организацию вполне реально.
А главное – органично для посреднических контор! Близко им. У риэлторов есть определенные знания основ строительства, организации и экономики коммунального обслуживания. Они умеют наладить отношения с городскими организациями, знакомы с основами юриспруденции в области жилищной политики. Дрейф риэлторов в сторону управления недвижимостью – путь вполне естественный.
Это, между прочим, давно поняли во всем мире. В Европе, например, риэлторы – прежде всего управленцы. Аналогичная картина в США, где рынок жилищно-коммунальных услуг исчисляется сотнями миллиардов долларов. Западные менеджеры давно высказывают желание прийти на наш рынок ЖКХ. Боюсь, проиграем им в соревновании. Не лучше ли самим побыстрее занять его?
Исаак Глан Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU