Осталось всего четыре месяца для того, чтобы владельцам жилья определиться с управлением своего многоквартирного дома. Прежние правила должны уйти в прошлое. Однако к новым правилам, утвержденным жилищным кодексом и постановлением Правительства N 307, пока не готовы не только собственники жилья, но и управляющие компании, которые должны стать главной опорой Жилищного кодекса.
Опросы показывают, что большинство собственников предпочитает доверить управление своими домами управляющим компаниям, а не заниматься этим хлопотным делом самим. Однако по признанию и директоров компаний, и представителей снабжающих организаций четкие механизмы взаимоотношений между населением, компаниями и поставщиками энергоресурсов не прописаны.
Более того, новые нормативные акты не упразднили старых. Получилось, что на рынке ЖКУ каждый участник играет по своим правилам. Управляющие компании - по правилам, установленным постановлением правительства РФ N 307, а ресурсоснабжающие организации - по правилам, принятым ранее и не отмененным. В результате поставщики газа, электричества и воды считают управляющие компании коммерческими потребителями, которые должны 100-процентно расплачиваться за услуги.Это и настораживает, так сказать, домоуправителей. Если придерживаться этой нормы, сразу возникает неприятный сценарий. Низкая платежеспособность населения, а также наличие граждан, имеющих право на социальную поддержку, приведут к тому, что уже в течение первых трех месяцев работы большинство управляющих компаний не смогут рассчитаться с поставщиками воды, электричества и газа. В ответ поставщики этих услуг вынуждены будут или отключать дом целиком (тогда пострадают добросовестные потребители), или нести убытки. По этой причине многие управляющие компании не могут заключить договоры поставки с энергетическими компаниями.
Видя такие перспективы, многие управляющие компании будут ограничиваться ремонтом подъездов и заменой оборудования. Парадокс, но компании, на которые законодательно возложены функции поставщиков коммунальных услуг, отказываются от их выполнения. Хотя только это и позволит им избежать банкротства. А потребителю придется получать коммунальные услуги уже иным способом. Предполагая такое поведение бизнеса, муниципальные власти решаются сами создавать управляющие организации. Однако инициатива властей не всегда заканчивается удачно. Скажем, и в Курской области, и в Воронеже такие компании были созданы властями. Жильцы стали получать квитанции на оплату коммунальных услуг, при оплате которых пользователь автоматически заключает договор с управляющей компанией. Но если в Курске обошлось без баталий, то в Воронеже начались конфликты. Главное обвинение: людям навязали безальтернативный выбор. Прокуратура признала незаконным постановление администрации о создании компании.
Словом, не всегда удачные попытки местных властей заблаговременно подготовиться к новым правилам игры на коммунальном рынке уже породили предложения об отсрочке введения новых норм.
Например, начать перестройку системы ЖКХ с элитного жилья или дать на перестройку системы ЖКХ более длительное время, внести изменения и поправки в Жилищный кодекс с учетом имеющегося негативного опыта.
Причем подобные предложения исходят от многих участников рынка коммунальных услуг. Законодатель же явно не разделяет всех этих опасений, видимо, рассчитывая, что все образуется само собой и рынок сам рано или поздно все отрегулирует.
Сергей Захаров Российская газета
Статья о недвижимости получена: IRN.RU