Московские строители давно уже отмечают два профессиональных праздника в году. Официально поднимают бокал в День строителя - второе воскресенье августа. Неофициально наполняют рюмки (только после работы!) 21 февраля - в день рождения главного столичного прораба Владимира Ресина. Такой же традицией стали февральские встречи Ресина с журналистами, на которых он старается ответить на самые злободневные вопросы. Наиболее интересные вопросы и ответы с последней встречи мы предлагаем сегодня.
"Я не пророк, конечно, но роста цен не жду"
вопрос: Часть экспертов рынка недвижимости прогнозирует снижение объемов строительства в столице уже в следующем году. Это правда?
ответ: Не знаю, на чем основаны заявления этих экспертов в кавычках. Программа строительства в Москве до 2010 года утверждена, доведена до сведения москвичей и предусматривает не снижение объемов по всей номенклатуре, а их увеличение. Например, январь месяц мы выполнили с ростом 101% от объемов прошлого года, по другим месяцам прирост будет еще выше.
в: Но если объемы строительства с каждым годом растут, почему цены на жилье все еще столь высоки? Городское правительство может что-то сделать для их понижения?
о: Я могу лишь повторить то, что говорю каждый год: цены на жилье определяет не правительство Москвы, а рынок. Сегодня, как вы знаете, они чуть-чуть понизились, но опять-таки это не заслуга столичного кабинета министров, а рынок так реагирует.
в: А на что он так реагирует? Ваш прогноз по поводу цен на жилье в столице: они будут дальше падать или нет?
о: Я не пророк, конечно, но думаю, ожидать каких-то резких движений на рынке не приходится. Во всяком случае, для нас, строителей, повышение цен нежелательно. Уверен, что и для покупателей жилья тоже. Сегодня главный критерий для снижения цен - увеличение объемов строительства, и не только в Москве, но и во всех регионах России. Если объемы жилья в стране будут увеличиваться, то и цены в Москве расти не должны. Просто потому, что уменьшится спрос на столичное жилье.
в: Как вы относитесь к отмене строительных лицензий и созданию саморегулирующихся строительных организаций?
о: Отрицательно. Мы часто слепо копируем законы других государств, не сообразуясь с той действительностью, которую имеем в своей стране. Сегодня, как мне кажется, наше строительное сообщество еще не готово к отмене лицензий. Сейчас эту затею отложили до лета, посмотрим, что будет дальше. Если лицензирование отменят, закон о саморегулирующихся строительных компаниях необходим, он хоть как-то сможет смягчить последствия этого шага.
в: Сегодня многие иностранные архитекторы проявляют желание работать в Москве, но жалуются, что их не пускают в столицу. Почему?
о: А кто жалуется? Пускай мне пожалуется! Мы не делим архитекторов по месту жительства или национальности. Сегодня у нас рынок прозрачный: кто выиграл конкурс, тот и проектирует. Как вы знаете, башню "Россия" и гостиничный комплекс в Зарядье проектирует англичанин Норман Фостер, есть проекты, которые готовят американские архитекторы. Японские зодчие участвуют в борьбе по Парку чудес в Мневниках... Есть масса других примеров.
в: И тем не менее чаще почему-то в конкурсах побеждают российские проектировщики?
о: Что же в этом плохого? Мы ведь с вами в России живем, и российские архитекторы всегда отличались высоким уровнем мастерства. Мне, наоборот, жалко, что раньше, когда бал правили не архитектор, а партийный работник и строитель, их проекты лежали на полках.
"Нормативы для высотного строительства в Москве уже разработаны и утверждены"
в: 12 июня обещают заложить камень строительства башни "Россия" в "Москва-Сити". Скоро начнется строительство на Ходынке высотки Дома для соотечественников. Продолжается реализация программы строительства небоскребов "Новое кольцо Москвы". В связи с этим вопрос: разработаны ли СНиПы для высоток от 75 метров и как стройкомплекс будет контролировать безопасность этих зданий?
о: Нормативы для высотного строительства в Москве уже разработаны и утверждены. Как и технические регламенты, необходимые для эксплуатации этих высотных зданий после их постройки. Недавно принято решение, что теперь Московская экспертиза будет делать экспертизу на всё высотное строительство и нести полную ответственность за его безопасность. Кстати, сегодня идет работа над тем, чтобы утвердить разработанные нами нормы для строительства высотных зданий не только в Московском регионе, но и в других.
в: 14 февраля мы вспоминали третью годовщину со дня трансваальской трагедии. Тогда была создана комиссия для проверки большепролетных зданий и сооружений в городе. Каковы результаты этой проверки?
о: Вся проверка намеченных зданий проведена, комиссия за них отчиталась, замечания, которые были, устранены. Сегодня продолжаются плановые проверки всех тех сооружений, которые этого требуют. Уже в нормальном, "не пожарном" варианте.
"Боюсь, только дорожным строительством проблему пробок не решить"
в: Когда начнется строительство 4-го транспортного кольца? Где оно пройдет?
о: Работы по 4-му кольцу уже начались в Восточном округе. Первый участок - 14 км от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе - уже определен, по другим участкам идет проектирование.
в: Если сравнивать этот проект с 3-м кольцом, он сложнее или проще?
о: Он не менее сложный, чем 3-е кольцо. Тоже идет по "живому месту", с огромным количеством переселений, сносов, строительством тоннелей, эстакад и других специальных сооружений.
в: А что еще собирается сделать московское правительство, чтобы минимизировать пробки? Ездить просто невозможно, дорога от Парка культуры до Митина по два часа занимает.
о: Да делаем все что возможно. Резко усилили дорожно-мостовое строительство. МКАД привели в порядок. Работы по Ленинградскому шоссе идут в бешеном темпе, недавно открыли там новый тоннель. Слава богу, федеральное руководство наконец-то приняло решение по резкому сокращению "мигалок", "спецномеров" и других дорожных привилегий. Кстати, хочу напомнить, что по решению мэра Москвы столичные руководители эти "мигалки" сняли уже давно. С одной стороны, все эти меры, в комплексе, должны дать какой-то эффект, но с другой - одновременно резко увеличивается и количество машин. Сейчас их только с московскими номерами больше 3 млн., каждая семья имеет одну-две машины. Боюсь, только дорожным строительством проблему пробок не решить. Что касается вопроса по Митину, в ближайшие годы туда придет метро и митинцам будет полегче.
"100 новых детсадов уже построены. В этом и следующем годах построим еще по сотне"
в: Пойдут ли под снос дома хрущевского периода так называемых "несносимых серий"?
о: Как мы и обещали, последние хрущевки "сносимых серий" будут снесены до 2010 года. В Южном округе и в ЦАО мы эту работу уже закончили. И действительно, приступили к решению вопроса с панельными домами "несносимых серий" - как правило, в рамках программы по реконструкции жилых кварталов. Уже разработаны проекты планировок 49 районов, по некоторым проведены конкурсы, определены инвесторы и застройщики, и все это идет в работу. Основные объемы строительства в последующие годы будут связаны именно с этими районами, а не с точечной застройкой.
в: А будет ли Москва строиться за МКАД?
о: Будет, но только в своих границах - расти вширь она не будет. Некуда. Хотелось бы, чтобы такой же позиции придерживались и наши соседи. Сегодня, к сожалению, Мособласть захватила себе целый участок земли, принадлежащий Москве, и отдала в бессрочное пользование одной из коммерческих структур. Пока идет судебное разбирательство, мы не можем начать там строительство жилья для военных, давно им обещанное.
в: Правительство Москвы обещало сдавать ежегодно по 100 детсадов. Выполняется ли эта задача?
о: Да. Сегодня последние из сотни построенных в прошлом году садов мы передаем под заселение, в феврале-марте туда придут детишки. В этом году и в следующем также построим по сотне, и надеюсь, несколько снизим дефицит мест в детских дошкольных учреждениях. Вообще мы, конечно, не досмотрели: тысячи детских садов были распроданы во время бесконтрольной приватизации, а рождаемость за это время увеличилась. Зато новые садики, построенные по современным проектам, будут уникальными. С бассейнами, с игровыми комнатами, с большими благоустроенными земельными участками. Дети, думаю, будут там себя чувствовать очень комфортно. Причем, что хочется подчеркнуть, речь идет об обычных городских садиках - не коммерческих. Чтобы людям не нужно было думать, где взять тысячи долларов, чтобы устроить своего ребенка.
в: Для повышения рождаемости нужны не только детсады, но и для начала - роддома, с местами в них сегодня тоже дефицит. Вы об этом знаете?
о: Знаем и строим. В Зеленограде скоро введем уникальный роддом из 3 корпусов, с современнейшим оборудованием, это будет наша гордость. Продолжаем строить поликлиники, в том числе и детские. Недавно построен оснащенный по последнему слову техники корпус Пироговской больницы, открылся после реставрации главный корпус Института имени Склифосовского, завершено строительство лечебно-клинического корпуса Боткинской больницы - в нем 40 операционных и 800 комфортабельных палат. Впрочем, всем желаю в больницы, пусть даже комфортабельные, попадать пореже.
Финансовые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU