В городах, расположенных на берегу рек и озер, вода воспринимается как естественное продолжение суши. В прибрежной воде можно не только купаться и ловить рыбу, на ней можно вполне успешно и комфортно жить. Дом на воде может быть любой - баржа, дебаркадер или яхта.
В Москве до недавнего времени практически отсутствовала практика использования судов в качестве официального места постоянного проживания. Но с развитием рыночной экономики и появлением прослойки богатых людей правила изменились.
Теперь Москва не отстает от Парижа и Амстердама - жить на воде стало модно, престижно и, как выяснилось, удобно.
Жить на приколе - по приколу
Во многих городах Европы, стоящих на воде, вдоль набережных покачиваются на волнах плавучие дома-баржи и пришвартованные яхты. Каждая из них имеет постоянный адрес. Когда хозяева летом уходят в плавание, в почтовый ящик на причале продолжают приходить письма. На первый взгляд может показаться, что людям не хватило денег на приличную квартиру, вот они и вынуждены жить на воде. Но это только на первый взгляд. На самом деле это жилье считается очень престижным, а дом-баржа или яхта на Сене зачастую ни в чем не уступают по своей "начинке" средневековым замкам или загородным особнякам с современным оформлением и оборудованием.
Удовольствие жить на воде - не из дешевых. Буквально за все приходится платить: за довольно дорогую аренду места, за лицензию на право управления судном, за само плавсредство, стоимость которого может конкурировать с ценами на хороший особнячок с садами и парками, за внутреннюю отделку и интерьер, за ремонт и подновление судна.
Весьма неприметные с виду баржи и яхты изнутри представляют собой шикарные апартаменты - с кухней, спальней, гостиной, рабочим кабинетом и зачастую несколькими ванными комнатами. Практически все "плавучие дома" оснащены автономными системами водо- и электроснабжения, кондиционерами и спутниковыми антеннами. Хозяева барж приглашают самых именитых дизайнеров Франции для оборудования своих жилищ. Любящие уют и тепло домашнего очага французы украшают плавучие дома со свойственной им изысканностью: на палубах в больших вазонах стоят экзотические растения, пляжные зонтики и шезлонги, мебель из ротанга или бамбука.
Назад - к истокам
Создание водных мегаполисов предсказал еще знаменитый фантаст Жюль Верн, чьи прогнозы до сих пор совпадали с реальностью почти на 100%. После прокатившихся по миру катаклизмов: наводнений в европейских столицах, цунами в Азии и ураганов в Америке, унесших сотни человеческих жизней, - люди стали не на шутку задумываться о том, как уберечь себя и свои семьи от продолжающей бушевать водной стихии.
Придя к выводу, что воевать с водой бесполезно - лучше подружиться, в Нидерландах не так давно начали строить дрейфующие городки. Основанием такого дома на воде служит огромное бетонное корыто, в которое вложен "поплавок". Над плавающей платформой надстраивают жилую часть и подводят с помощью гибких труб все необходимые коммуникации. Половина построек просто дрейфует, другая половина поднимается вместе с уровнем воды, скользя по двум колоннам, на которые дом надет, как кольца детской пирамидки.
С регулярностью раз в 10-15 лет в Европу приходит "большая вода", затопляя подвалы и даже первые этажи зданий и нанося серьезный ущерб городским постройкам. Чтобы избежать участи людей, погибших и пострадавших от наводнения, сегодня не только богатые европейцы, но и состоятельные граждане США и Канады начали строить виллы на воде.
Ученые считают, что из-за таяния ледников к концу нашего века исчезнут сотни тысяч квадратных километров суши. Земля становится год от года дороже, а место на воде пока стоит не так дорого. И этот рынок уже открыт. Сейчас в Голландии ежегодно производится 150 плавающих домов. Через 20 лет их будет 20 тысяч. Со временем здесь появится целый город на воде: магазины, больницы, детские сады, школы, кинотеатры и супермаркеты. Будет построен свой стадион и даже, возможно, аэропорт. Фактически, речь идет о новой Венеции - усовершенствованной и более безопасной.
Пустынные берега Москвы-реки
Робкие попытки обжить берега столичных рек яхтами и баржами пока всячески пресекаются столичными чиновниками под самыми разными предлогами.
Меж тем "на дне Москвы-реки найдено 19 затонувших судов, которые надо поднимать, но денег на их подъем у города нет. Один из способов их получить - начать, наконец, грамотно и с умом сдавать акваторию в аренду и официально разрешить людям селиться на воде", - считает Станислав Соловьев, исполнительный директор ООО "Берег науки".
По словам Соловьева, в московском Правительстве уже третий год похоронена генеральная схема размещения плавательных средств нетранспортного назначения в акватории Москвы-реки. Этот документ, помимо устройства водных и спасательных станций, причалов, плавучих развлекательных комплексов, ресторанов и гостиниц, регламентирует и вопрос размещения жилья на воде. Например, предлагается все центральные набережные города отдать исключительно под жилье. Однако эта схема в очередной раз была отклонена чиновниками.
Пока власти решают, выгодно ли городу официально разрешить установку на Москве-реке дебаркадеров (хотя выгода очевидна), главная водная артерия столицы живет своей жизнью. По данным "Мосводоканала", из установленных на реке дебаркадеров и теплоходов, использующихся не по своему прямому назначению, только 15 имеют всю разрешительную документацию. Шесть дебаркадеров стоят у Фрунзенской набережной, по два - у Якиманской и в Серебряном Бору, по одному - в Крылатском, у Южного речного вокзала и у Бережковской набережной. У Крымской набережной стоит теплоход "Валерий Брюсов", а у Краснопресненской - "Александр Блок". Этими объектами официальный список исчерпывается. А в неофициальном списке, по данным общественного совета по вопросам градостроительства при Правительстве Москвы, в столице вдоль береговой линии на воде числятся 254 объекта.
Начнем с малого
Чтобы отбуксировать с берегов Волги или Оки в Москву дебаркадер, нужно его купить примерно за $400-600 тыс., заплатить по $2 тыс. за каждый день буксировки и, главное, получить кипу справок и разрешений на его эксплуатацию и право на парковку у столичных берегов.
С яхтами, вроде бы, дело обстоит несколько проще. Поэтому в Москве начинает набирать обороты пристрастие к яхтингу как модному образу жизни. Вообще яхтенный спорт в России существовал давно, но качественный состав яхтсменов в последнее время претерпевает значительные изменения. Если раньше под словом "яхта" понимали в первую очередь небольшие парусные лодки, то теперь речь идет о больших моторных лодках представительского класса. Число яхт-клубов в Москве и Подмосковье растет, параллельно растет размер (и стоимость) покупаемых лодок, что в совокупности свидетельствует о непрерывном росте благосостояния некоторых слоев населения столицы.
Конечно, яхту лучше иметь на море и время от времени совершать на ней круизы, следуя из порта в порт под лучами летнего солнца, подставляя лицо соленым брызгам, в окружении веселых друзей и загорелых девушек. Но если нет моря, то для путешествий на моторном или парусном судне вполне сгодится и река. Система каналов Москвы тоже позволяет опробовать самые разнообразные маршруты. Из столичной реки можно перейти в разные водохранилища, дойти до Волги, Оки и даже Невы.
Сложностью для наших яхтсменов (помимо чиновничьих препонов) являются шлюзы, вернее, система их прохождения. Например, от Москвы-реки до Волги нужно пройти через шесть шлюзов. Возле каждого из них придется подолгу стоять и ждать, когда его откроют. Ради малых судов шлюз не открывают - ждут, когда скопится достаточное количество яхт и катеров или подойдет какое-то большое судно.
Грусть у московских владельцев яхт также вызывают слабо развитая инфраструктура причальных сооружений и отсутствие заправочного сервиса на воде. Однако есть надежда, что с ростом парка водных судов ситуация постепенно изменится к лучшему.
ПРО-Недвижимость
Статья о недвижимости получена: IRN.RU