Московской области сегодня насчитывается более 300 коттеджных поселков, часть которых предназначена для постоянного проживания. Застройщики постоянно анонсируют новые, все более масштабные проекты. Покупателю, занятому поиском подходящего загородного дома, есть от чего растеряться: каталоги агентств содержат множество внешне неотличимых предложений. Что представляют собой современные коттеджи, из которых состоят подмосковные поселки? Есть ли у них свои архитектурные особенности, или это всего лишь шаблонные проекты, где нет места творческим решениям?
Первые загородные дома появились в Древней Греции примерно в IV–III веках до н. э. Строительство резиденций за пределами Афин было продиктовано несколькими факторами. Главным из них являлась плотная жилая застройка. Дома отличались небольшими размерами и архитектурным аскетизмом. Усугубило ситуацию сооружение высокой крепостной стены вокруг города. В результате стало еще теснее, нарушилась природная вентиляция, все больше оседало копоти и гари. Сегодня это назвали бы ухудшением экологической обстановки.
Причины, по которым современные москвичи обзаводятся домами в области, в сущности мало отличаются от тех резонов, которыми руководствовались древние греки. Можно смело утверждать, что у нас общие мотивы освоения рынка загородной недвижимости.
Новейшая история
Загородная застройка велась во все времена, но коттеджные поселки для среднего класса, возведенные по единому проекту, получили массовое распространение в Америке 30–40 лет назад. С тех пор во многих странах поселки начали строиться с привлечением профессиональных архитекторов, которые продумывают общую концепцию. Интересен подход к проектированию в разных частях мира.
Руководитель компании «АрхСтройДизайн АСД» Алексей Иванов, говоря про основные планировочные особенности западноевропейского строительства, отмечает, что для Великобритании традиционным приоритетом являлось сохранение естественной природной среды. Джон Рёскин, выдающийся английский искусствовед и публицист XIX века, объяснял это тем, что ландшафт является «носителем» истории и своеобразным напоминанием о ней: любой клочок родной земли хранит «воспоминания о горделивых днях и дорогих людях, которые превратили каждую скалу в величественный монумент и каждую тропу — в напоминание».
Градостроительство во Франции характеризуется в основном планиметрическим картезианским подходом. Предшественник и оппонент Рёскина француз Рене Декарт считал геометрию ключом к созданию красивого поселения.
В США и Канаде массовая планировочная мода переняла скорее английский «природный» подход. Большинство малоэтажных поселков схожи криволинейной трассировкой дорог, наличием ландшафтных уголков.
Германии и ряду других европейских стран, наоборот, близок рационализм. Его влияние проявляется очень сильно — в архитектуре все стремится к функциональности, простоте и минимализму: прямые линии, прямоугольные участки, ничего лишнего.
А, например, в Китае больше всего поражает масштаб и разнообразие решений. Застройка там идет на таких площадях, что
недавно анонсированные российские мегапроекты выглядят на их фоне весьма бледно. Под постройку освобождают огромные территории, не останавливаясь перед разрушением исторических памятников, что в будущем может стать невосполнимой потерей для всей нации. С архитектурной точки зрения эти проекты интересны смешением стилей — как восточных, так и европейских.
Российское изобретение: типовой авангард
Последний период советской власти был временем вынужденного аскетизма и нереализованных проектов. Возводились в основном типовые объекты, что было оправдано экономически, но не давало развиться индивидуальному подходу к каждому отдельному зданию.
Вспомним Новые Черемушки — первый район, который застроили пятиэтажками. Сейчас это кажется смешным, но в те годы ведущие архитекторы смотрели на него с нескрываемым восторгом. Обсуждался рационализм, прямые линии и отсутствие лишних деталей. Новые Черемушки вполне были способны стать памятником минимализму, если бы не сделались рядовым явлением и не обезличили целые районы. Архитектура авангарда — а Новые Черемушки в свое время были именно авангардом — индивидуальна. Но, растиражированная и размноженная в десятках копий, она приводит в результате к массовой безликости. А потому архитектору необходимо не только желание высказаться, но и понимание опасности резких выражений.
Именно в гипотетическом обезличивании коттеджных поселков Московской области и скрывается главная опасность копирования. Решить эту проблему непросто, она актуальна для многих стран. А. Иванов полагает, что если нельзя избежать применения типовых решений, то меньшим злом является клонирование классических архитектурных образцов. Например, в Англии оно проявилось в подражании викторианскому стилю, что не нанесло сильного урона облику лондонских пригородов.
Индивидуальность vs вкус
Справедливости ради уточним, что индивидуальный подход к проектированию дома тоже не означает, что итоговый результат окажется удачным. Вспомним, к примеру, внешний вид первых постсоветских загородных домов: прекращение государственного диктата в строительной сфере теоретически должно было привести к появлению разнообразных примеров частной застройки, получились же в основном краснокирпичные «замки».
Заказчики этих «дворцов» часто строили то, что видели у соседа или придумывали сами, а не то, что советовал архитектор. Впрочем, в большинстве случаев профессионалы к разработке облика дома вообще не привлекались.
«Теперь очевидно, что люди переросли ту архитектуру, которая преобладала в 1990-х годах на этапе становления капитализма, — говорит руководитель проектов департамента девелопмента управляющей компании «Масштаб» Дмитрий Краснов. — Огромные кирпичные дома с бойницами на втором этаже, которые строились тогда, сейчас заброшены».
Во многих сегодняшних фантастических проектах архитекторы воплотили в жизнь свои мечты, что не слишком правильно с профессиональной точки зрения. Ведь архитектор должен помнить, что его гениальная идея может не получить отклика и обернуться для инвестора и девелопера серьезными финансовыми проблемами. «Некоторые архитекторы, желая максимально удовлетворить пожелания заказчика, идут на компромисс с эстетическими и строительными нормами — и тогда получается нечто невообразимое, — рассказывает руководитель департамента инвестиционного консалтинга и аналитики компании «Усадьба» Иван Шульков. — Они забывают, что проектируют дом для жизни и для конкретного человека, а не для архитектурных конкурсов».
Нелегкий поиск решений
При создании архитектурного проекта автор помимо обычных вопросов, таких, как поиск выигрышных видовых ракурсов, трассировка улиц, устройство искусственных водоемов, работа с рельефом, ландшафтный дизайн, обязан создать определенную атмосферу в поселке. Ключом способна стать любая деталь, которую автор решает сделать отправной точкой: разноуровневые крыши домов, берег водоема, стилизованный под набережную курортного городка, и многое другое. Огромное значение приобретает профессиональный взгляд на ландшафт.
Кроме атмосферы в идеальном проекте требуется главенство определенной идеи. Например, как в авангардном поселке, где все дома построены в форме буквы Х. Эта идея может быть и более завуалирована: в проектируемом «поселке отшельников» все дома стоят обособленно друг от друга, причем каждый имеет собственный уникальный образ: дом-библиотека, дом-обсерватория, дом-оранжерея, дом-монастырь, дом-крепость и т. д.
«После определения участка для застройки девелопер, как правило, проводит маркетинговое исследование предпочтений покупателей, анализ удачных поселков, — объясняет Д. Краснов. — Но соответствие актуальным тенденциям — еще не все. Архитектура домов, безусловно, должна вписываться в окружающий ландшафт — так, старорусский дом смешно смотрится на фоне горного пейзажа. Все зависит от профессионализма архитекторов — способны ли они «привязать» строения к конкретной местности, а архитектуру каждого здания — к концепции всего поселка».
Искусство и деньги
Проектирование и строительство загородного жилья — гораздо в большей степени бизнес, нежели искусство. Эволюционный подход гораздо безопаснее, чем революционный. Чем необычнее идея поселка и его архитектурный стиль, тем сильнее проект заходит в зону риска. Это обусловлено сужением круга покупателей, которым подойдет именно такое жилье. В данной ситуации начинает действовать фактор «нравится–не нравится», и, если одни покупатели приходят в восторг от новаторских идей архитектора, другие отнесутся к его детищу более чем холодно.
«Не все формы, предлагаемые застройщиками, находят отклик у покупателей, — говорит И. Шульков. — Так, не прижились за городом дома в стиле хай-тек, который больше подходит офисным и торговым площадям в городе и диссонирует с природной средой».
Архитектору приходится помнить, что он лишь один из разработчиков концепции поселка наряду с инвестором и девелопером, которые рискуют своими деньгами, репутацией и карьерой, воплощая данный проект в жизнь. В связи с этим при создании поселка архитектору надо вести непрерывный диалог с девелопером, быть в курсе, на какую группу потребителей ориентирован проект, и иметь представление о требованиях и вкусах этой категории граждан. Попросту говоря, архитектор должен четко ответить на три главных вопроса: что, где и когда?
Новаторы и консерваторы
Архитекторы, работающие в сфере загородной недвижимости, условно делятся на две группы. Представители одной из них заняты поиском новых решений, другие активно копируют успешно реализованные проекты, меняя только их фасадную часть.
Если говорить о первой группе, то относящиеся к ней архитекторы, конечно, заслуживают большого уважения и вызывают естественный интерес к их работам. Как и любые пионеры, эти люди могут с гордостью сказать: «Мы были первыми, вам остается только подражать». Однако их деятельность все же сопряжена с определенным риском для девелопера и инвестора: реакция потенциальных покупателей на новые идеи просчитывается не всегда.
В качестве примера приведем такой архитектурный элемент, как двусветная гостиная, которую начали включать в проекты несколько лет назад. Тогда инвесторы, девелоперы и покупатели отнеслись к этому несколько настороженно, поскольку воспринимали его как пустую трату места. Сейчас, по мнению директора компании GEO Development Максима Лещева, двусветная гостиная является одним из обязательных атрибутов дома в представлении более 50% покупателей домов в коттеджных поселках.
Вторая группа архитекторов, которые используют готовые решения, тоже представляет интерес, правда, несколько другого рода. В основном они привлекают инвестора, который вкладывает деньги в расчете на прибыль, и девелопера, который не хочет вникать в сложные концепции и замысловатые решения, а стремится спокойно распродать поселок и заняться следующим проектом. Естественно, такие архитекторы — подарок и для строителей, которым гораздо удобнее штамповать однотипные здания. В итоге выстраивается целый ряд лиц, которые активно принимают участие в создании поселка и для которых проще не придумывать ничего нового.
По другую сторону барьера оказывается покупатель. Именно он ездит по поселкам и видит одинаковые дома. Риэлторы утверждают, что все поселки реализуются отлично, правда, тут есть одно «но». Надо понимать, что человек, всю жизнь продающий «Жигули», хорошо умеет делать это, и будет уверять, что их замечательно раскупают, а сами «Жигули» — очень достойная машина. Но если он начнет торговать хотя бы «Фиатами», скорее всего его мнение о качестве «Жигулей» сильно изменится.
Рынок на распутье
Российская архитектура несет в себе эмоциональный и часто неосознанно романтический подход. Он выражается в желании создать индивидуальный и красивый поселок (естественно, исходя из представлений инвестора и застройщика о красоте).
«Конечно, образ идеального поселка корректируется под влиянием моды, поэтому застройщик обязательно должен идти в ногу со временем и смотреть на два года вперед, несмотря на то, что продажи идут уже сейчас — в 70% случаев продаются идеи застройщиков, а не готовые дома», — утверждает Д. Краснов.
Несомненно, России надо учиться перенимать мировой опыт, но следует помнить о примере Китая, где огромные территории отданы на откуп средним западным проектным фирмам, что приводит к потере своеобразия страны. Пожалуй, России лучше оставаться собой, чем встать в строй, приняв готовые архитектурные решения других стран.
Говоря про современную архитектуру, А. Иванов замечает: «Выбор между стилями — традиционализмом, историзмом, модернизмом — это не вопрос жизни и смерти. Уникальность сегодняшнего дня в архитектуре состоит в том, что ныне нет доминирующей идеологии, в чести представление об уникальности каждого архитектора как автора собственного стиля и почерка».
Наверное, главная задача настоящего времени состоит не в подталкивании девелопера к модной стилистике, а в создании образа поселка или, по мысли Станиславского, в решении некой сверхзадачи. И поэтому проектирование загородных поселков может стать очень интересным делом.
Елена Ульянова
Руководитель проектного бюро корпорации «ИНКОМ-Недвижимость»:
— С нашей точки зрения, архитектура должна идеализировать реальность. Если она нас не совсем удовлетворяет, то посредством архитектуры мы пытаемся ее приблизить к идеалу. Этим объясняется подход к созданию элитных «спальных» микрорайонов, растворенных в окружающем ландшафте. Скудность пейзажа бывших колхозных полей заставила нас обратиться к идее искусственного ландшафта. Таким образом, наши новые строящиеся поселки являются архитектурой, так сказать, целиком.
Необходимость реализовать подобную идею заставила нас вынести из жилых микрорайонов крупные объекты инфраструктуры (торговые, общественные, спортивные, образовательные центры) и создать единый организм конгломерации поселков, имеющих общую транспортно-пешеходную и обслуживающую сеть. Внутри же поселка архитектура присутствует в виде единого стилистического решения общественных зон, в том числе пейзажного парка с искусственным водоемом, который дал вторую жизнь почти заболоченному участку с пятью небольшими заросшими зеркалами воды.
Наши архитекторы придерживаются концепции стилистического единства коттеджной застройки. Так что улицы, а именно их облик влияет на восприятие зрителя, формируются из коттеджей одной серии или коллекции — жилая среда складывается вполне гармонично.
Дома выполняются в традиционных испытанных материалах: кирпичные стены, монолитные железобетонные перекрытия, капитальные монолитные фундаменты, черепичные кровли, облицовка камнем. Дизайнерам предоставляется максимальная свобода в последующем выборе интерьера.
В коттеджном поселке «Гринфилд», как и в некоторых других поселках, отвергнута любимая архитекторами идея типизации жилья. Каждый дом стремится быть индивидуальным, даже если он возводится в рамках корпоративного заказа.
Светлана Кондачкова
Руководитель направления загородной недвижимости ЗАО «МИАН–агентство недвижимости»:
— В настоящее время в общем объеме предложения по загородным поселкам существует следующее стилевое распределение: лидирующие позиции по-прежнему занимает проверенная временем современная классика — около 30% рынка; на долю домов, выполненных в европейском стиле, приходится порядка 20% поселков, прочное третье место занимают постройки из дерева в стиле «кантри». Далее следуют «английский» стиль и «дворянский» стиль, идеально подходящий для столь популярного усадебного строительства — примерно по 5%. Замыкает шестерку лидеров авангардный хай-тек — пока 2%.
Покупатели стали более избирательны. Среди главных требований они называют качество строительства, транспортную доступность, грамотный подход к архитектурной концепции, планировочным решениям, управлению и эксплуатации поселка. Увеличился спрос на элитное загородное жилье «под ключ», то есть на объекты с внутренней отделкой высокого качества, выполненной согласно дизайн-проекту.
В части архитектурных решений загородных коттеджей спрос смещается в сторону уменьшения площадей домов, отказа от цокольных этажей. Грамотные девелоперы научились придавать поселкам цивилизованный вид, используя, скажем, единый стиль фасадных ограждений наделов, малые архитектурные формы, оригинальные типы застройки. Кроме того, к будущему дому, который клиент хочет возвести по собственному проекту, предъявляются определенные требования, зависящие от общей концепции поселка. Чаще всего застройщик стремится сохранить единый архитектурный облик территории и предлагает покупателю целый пакет вариантов, объединенных общей идеей, в которые по желанию заказчика реально внести изменения.
Дмитрий Краснов
Руководитель проектов департамента девелопмента управляющей компании «Масштаб»:
— Любой девелоперский проект на загородном рынке инициируется для извлечения прибыли, которая напрямую зависит от привлекательности продукта для потенциальных потребителей. Архитектура, на мой взгляд, занимает второе место в рейтинге факторов, влияющих на покупку загородного дома. Сначала человек выбирает направление, на котором он хотел бы жить, а потом берет буклеты коттеджных поселков и ищет устраивающий его дом.
Здесь важно эмоциональное восприятие, соответствие архитектурного стиля личным представлениям покупателя об идеальном доме. Приобретение загородного дома — серьезное долгосрочное решение, важно, насколько комфортно будет ощущать себя человек в данном пространстве. Кто-то не мыслит себя жителем стеклянного дома, а кому-то не нравятся большие кирпичные постройки.
Необходимо помнить и о климатических условиях: мы находимся в такой зоне, где игры с плоскими кровлями могут привести к трагическим последствиям. Поэтому девелоперов, строящих дома в русле модных архитектурных решений, но не думающих о дальнейшей грамотной эксплуатации зданий, ждет неудача — покупатель, который заботится о своей безопасности, никогда не купит такой дом. Минималистские проекты с огромными плоскими кровлями и остеклением до пола, из-за которого дом плохо обогревается, — все это в наших условиях неприемлемо.
Наступило то время, когда люди стали разбираться в архитектурных стилях и способны оценить действительно качественные проекты. Сейчас на пике популярности находятся дома в стиле известного американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Он исповедовал идею «органической архитектуры», когда здания удачно вписываются в окружающий ландшафт и становятся неотъемлемой частью пейзажа. В таких домах много света, а для строительства используются преимущественно натуральные материалы.
Актуальны сейчас и дома в стиле шале — такой образ близок и понятен нашему покупателю, потому что ассоциируется с тихой и спокойной жизнью в Альпах. Мода на «дачную жизнь» позволяет застройщикам уходить дальше в область — люди готовы отдать за деревянный дом на востребованном направлении в 40–50 км от МКАД ту же сумму, что и за дома, расположенные в 30 км, потому что используют такое жилье для сезонного проживания летом и для отдыха в выходные дни зимой. Расстояние в таком случае имеет меньшее значение, а хорошая экология и чистый воздух — большее.
Если говорить о том, что сейчас немодно, — стоит упомянуть русскую усадьбу в стиле псевдоампир или сталинский ампир — огромные дома с колоннами. Если речь идет об охраняемом коттеджном поселке, а не о родовой усадьбе, которая расположена в чистом поле и легко стилизуется под старину, то такой стиль считается неуместным. Много одинаковых ампирных домов напоминает покупателям павильон на «Мосфильме».
Антон Крафтов М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU