Небольшой ликбез
Начнем с того, что на сегодняшний день земельные отношения регулируются несколькими законами, в том числе Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами. Так, если в статье 35 российской Конституции прописано право на частную собственность, то в статье 36 (ч.
2) к объектам, которые могут находиться в частной собственности, относится и земля. Отметим сразу, что изъятие находящегося в собственности имущества может производиться только по решению суда. Что касается Гражданского кодекса (первая часть которого как раз упорядочивает правила пользования земельными участками), в тексте документа недвусмысленно говорится, в частности, о том, что решение о резервировании земли может быть принято только на федеральном уровне или на уровне субъекта Федерации. Кроме того, всякое решение об изъятии (мы не говорим о случаях, когда пользование землей наносит вред третьим лицам) должно быть в обязательном порядке согласовано с собственником (здесь мы понимаем под собственником в т. ч. и того, у кого участок находится в бессрочном/безвозмездном пользовании); владелец участка должен быть предупрежден о резервировании не менее чем за год, до истечения годичного срока земля может быть изъята только по решению владельца.
Новая форма изъятия земли
Как рассказал «Собственнику» депутат Государственной Думы Александр Чуев, принятый недавно в первом чтении законопроект противоречит всем вышеупомянутым нормативным документам. Во-первых, проект отменяет сам судебный порядок изъятия земельных участков. Статья 43 этого документа упраздняет необходимость проведения референдумов, собраний владельцев земли: право принятия решения о резервировании делегируется местной администрации. «Вообще, по степени антиконституционности новый проект превосходит даже нашумевший закон о монетизации льгот», – уточняет депутат.
«Фактически принятие такого закона является нарушением норм Конституции РФ, которая в части 3 статьи 35 постановляет, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения», – считает и генеральный директор компании Farm House Тарас Нечипоренко. «Установление единого порядка изъятия земель, занятых ветхим жильем, необходимо не только Москве, но и всей стране, – считает пресс-секретарь инвестиционно-строительной компании «Сити-XXI век» Сергей Лядов. – Однако не менее четко в законодательстве должен быть проработан и вопрос компенсации собственникам изымаемого имущества. Иначе повторения бутовских событий не избежать».
Кроме того, если согласно ГК РФ собственник участка должен быть предупрежден о резервировании за год, то по новому законопроекту этот срок сокращен до 3 месяцев. Фактически вводится новая форма изъятия земли – выведение из оборота на 3 года, а в случае если земля не находится в собственности, то на 20 лет. «Непонятно, для каких целей может потребоваться резервирование участков на такой длительный срок. Абсурдным представляется территориальное планирование на такой, без преувеличения, огромный период времени. Логичным будет предположить, что здесь задействованы частные интересы», – считает Александр Чуев. «Участок выводится из оборота, но никуда, собственно говоря, не вводится, причем стоимость земли моментально упадет», – комментирует законодательную инициативу депутат ГД. Действительно, оценщик при выкупе установит стоимость участка как частично выведенного из оборота, что даст государству возможность выкупить землю по цене намного ниже рыночной.
Расплывчатые нужды
Отметим также, что в тексте документа отсутствует четкое определение государственных и муниципальных нужд, под которые, собственно говоря, и будет производиться резервирование земли. Вышеупомянутая мера, отмечается в законе, применяется «с целью создания необходимых условий реализации документов территориального планирования, в частности, для развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и создания особо охраняемых природных территорий». Кто может поручиться, что для муниципальных нужд не окажется необходимым, например, строительство коттеджного поселка или развлекательного центра? Одним словом, новый порядок резервирования выглядит как инструмент скрытого перераспределения собственности. «Контролировать процесс будет практически невозможно, так как перечень государственных и муниципальных нужд является открытым, а территориальное планирование региона, на котором в большинстве случаев будет основан весь процесс, может отводить под «нужды» любые земли», – говорит Тарас Нечипоренко. С ним соглашается и Александр Чуев: «Фактически, резервироваться могут земли любого назначения – лесные, сельскохозяйственные; в тексте проекта не оговариваются ограничения, связанные с категорией земли». Получается, что принятая в первом чтении инициатива вступает в противоречие и с Лесным кодексом, и с Законом об обороте земель с/х назначения…
Туманная перспектива
Вдумаемся: что же принесет нам принятие столь неоднозначного закона, так сказать, в практическом плане? «В Москве насчитывается несколько стародачных поселков, таких как, например, Серебряный Бор, Троице-Лыково – и в один «прекрасный» момент все они могут быть зарезервированы под муниципальные нужды (ну, например, под строительство жилья)», – предостерегает Александр Чуев. Что же касается подмосковных участков, тем более тех, что расположены недалеко от города, кто помешает зарезервировать их под строительство поселков?
«Станет возможным изъятие из собственности граждан земельных участков, в том числе и дачных, для государственных и муниципальных нужд, не требующее решение суда», – резюмирует Тарас Нечипоренко. «Государство фактически превращается в финансового агента крупных инвесторов», – конкретизирует проблему Александр Чуев.
Таким образом, ситуация в Южном Бутово, столь широко освещавшаяся в прессе летом этого года, может показаться нам в ближайшем будущем образцом справедливейшего поведения властей.
Альбина Лебедева Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU