Собственники предприятий не хотят выкупать землю под своими заводами и фабриками, а чиновники не хотят ее продавать. Минэкономразвития заставит первых покупать, а вторых – продавать.
Процесс приватизации земель под промышленными предприятиями, который должен был завершиться к концу этого года, фактически провалился. На 1 января 2001 года, согласно презентованному в четверг исследованию Института экономики города, в собственности юридических лиц находилось лишь 0,4% земель в городах и селах. По данным заместителя руководителя департамента корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития Андрея Ивакина, за последние два-три года наблюдались лишь единичные случаи выкупа в собственность земли под промышленными предприятиями.
В МЭРТ полагают, что это и тормозит структурную перестройку экономики. «Мы вынуждены были начать работу по внесению изменений в законодательство, которые бы стимулировали выкуп земли собственниками предприятий», – заявил в среду г-н Ивакин.
По мнению экспертов Института экономики города, изучавших проблему выкупа земли под промышленными предприятиями в России по заказу МЭРТ, приватизация земли имеет ключевое значение для развития отечественной экономики. «Именно города с высоким процентом приватизированной земли и активно функционирующим земельным рынком приобретают репутацию территорий с прогрессивным, предсказуемым и благоприятным климатом для инвесторов», – говорится в отчете института. Для иллюстрации своей позиции эксперты приводят характерный пример. Маленький город Бор в Нижегородской области занимает первое место среди всех российских городов по объему иностранных инвестиций на душу населения. В городе Бор местные власти активно продают землю. В частности, Борский стекольный завод приобрел стратегического иностранного инвестора только благодаря тому, что ему был передан в собственность участок под заводом. Помимо этого, считают эксперты, передача участков в собственность юридическим лицам будет способствовать более эффективному использованию территорий города, а именно выводу промышленных предприятий из центра, где земля дорогая. «Во многих российских городах, не исключая Москвы, сложилась непропорционально большая доля промзон – их площадь в столице, например, составляет 14% территории города. В радиусе 7–8 км от центра большая часть ценнейшей земли с хорошо развитой инфраструктурой занята промышленными предприятиями. Для сравнения: в Париже, Сеуле, Гонконге доля промзон составляет всего 5% территории города», – говорится в исследовании института. Эксперты полагают, что если бы земля находилась в собственности предприятий, они быстро передислоцировались бы на окраины, туда, где земля гораздо дешевле.
Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды приватизации земли под промпредприятиями как для экономики в целом, так и для самих предприятий, процесс приватизации земли, который должен был начаться после вступления в силу Земельного кодекса, так и не начался. На сегодня можно вести речь лишь о единичных случаях. «Причина сложившейся ситуации в том, что нынешние законы, на основании которых и должна приватизироваться земля под предприятиями, носят фискальный характер», – сказал RBC daily Андрей Ивакин. То есть сейчас главной целью приватизации земли является получение максимально возможных средств в бюджет от ее продажи, а не собственно передача земли в частные руки. В итоге выкупная цена оказывается слишком высокой. Например, в Рязанской области участок площадью в 1 га стоит 4 млн рублей. Но и это еще полбеды. Выкупная цена в настоящее время рассчитывается исходя из ставок земельного налога: ставка налога просто умножается на коэффициент от 3 до 30, в зависимости от пожеланий местных властей. Но в действующем законе механизм индексации ставок земельного налога в зависимости от инфляции однозначно не определен. Более того, некоторые субъекты федерации самостоятельно устанавливают цену выкупа на землю по принципу «как Бог на душу положит». Например, Москва, власти которой вообще предлагают продавать землю в столице по 60–90-кратной ставке земельного налога. В пределах Садового кольца 1 га (по Земельному кодексу) стоит 1,4 млн долларов. По мнению московских властей, его рыночная стоимость в 8 раз выше.
Минэкономразвития намерено не только навести порядок в деле выкупа земли и установления ее стоимости, но и принять меры, которые стимулировали бы приватизацию. «Сейчас речь идет о том, чтобы снизить цену выкупа земли по сравнению с действующей», – говорит Андрей Ивакин. Причем предполагается не просто снизить цену, а в корне изменить порядок ее расчета. МЭРТ предлагает считать не от ставок земельного налога, а от неких базовых ставок цены за квадратный метр. Эти базовые ставки уже вычислены министерством исходя из размеров городов, количества населения и некоего нового показателя, именуемого индексом налогового потенциала. В итоге стоимость земли должна получиться ниже, чем сейчас. Например, гектар земли в Рязани, согласно новой методике, должен стоить не более 1 млн рублей (против 4 млн сейчас). Впрочем, гектар земли в Москве в пределах Садового кольца окажется дороже нынешнего: он будет стоить около 2,5 млн долларов. Зато на окраине Москвы такой же участок будет стоить всего 91 тыс. долларов или 2,8 млн рублей. Впрочем, только экономическими методами МЭРТ не ограничится.
Министерство, помимо всего прочего, предлагает ввести административную ответственность собственников предприятий за невыкуп земли. Однако сами субъекты рынка утверждают, что проблема заключается еще и в том, что чиновники с большим трудом расстаются с землей. «Нас просто не допускают до выкупа земли, устанавливая различные барьеры – начиная от завышения цены и заканчивая разными дополнительными условиями», – утверждает советник генерального директора ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» Андрей Лазаревский. Действительно, согласно выводам экспертов, оформление документов сегодня занимает 2,5–3 года. Впрочем, как сообщили RBC daily в Минэкономразвития, ответственность чиновников за несвоевременное оформление документов тоже будет предусмотрена. «Мы намерены ввести обязанность всех органов власти совершать все сделки вовремя, – говорит Андрей Ивакин. – Сейчас установлен двухнедельный срок от момента подачи документов до принятия решения. Но он нигде не соблюдается. Более того, не установлен срок на совершение самой сделки. Поэтому оформление земли в собственность длится годами. Мы предлагаем установить двухнедельный срок и на совершение сделки». И последнее. МЭРТ также предлагает продлить срок приватизации земли под промышленными предприятиями до 1 января 2006 года. Все соответствующие поправки к законам министерство планирует внести в Госдуму в осеннюю сессию.
Елена Тофанюк РБК
Статья о недвижимости получена: IRN.RU