Смелая идея эстакадного освоения пространства над железнодорожными путями не нова. В самом деле – общая площадь внутригородских железных дорог и полос отчуждения достигает десятой части столичной территории! В то же время собственно на город эти гигантские пространства работают мало. Наоборот, часто стальные пути намертво разъединяют соседние московские районы – ни обойти рельсы, ни объехать.
Можно только развернуться
Но до сих пор проектные предложения лежали, так сказать, в статической области градостроительства: над железнодорожными ветками собирались строить многоэтажные паркинги, торговые центры, офисы.
Поэтому идею аспиранта кафедры градостроительства Московского государственного строительного университета (МГСУ) Валерия Дешева можно смело назвать революционной. Валера предлагает пустить над железной дорогой другую дорогу – автомобильную!
– Префектура Юго-Восточного округа попросила нашу кафедру подумать, как по-современному в транспортных целях можно использовать полосу отвода Курского направления Московской железной дороги, – рассказал нам Дешев. – Дело в том, что именно это направление буквально пронзает юговосток столицы от Курьянова практически до самого Курского вокзала. Это исследование стало темой дипломных работ нескольких выпускников института, а я на их основе сейчас готовлю кандидатскую диссертацию.
Замысел воспитанников МГСУ строится на двух краеугольных камнях. Первый: прямо над железнодорожными путями на железобетонных опорах проводят двухуровневую автомобильную дорогу, по нижнему «этажу» которой ездят грузовики, а по верхнему – легковушки.
Второй: и легковой, и грузовой трафики на этих дорогах – исключительно транзитные.
Съехать отсюда в общую транспортную сеть города невозможно: предусмотрены только развороты. Как уверяет Валерий, жесткое соблюдение этого принципа позволит полностью исключить пробки.
Пересадки без проблем
Следование таким строгим ограничениям потребовало продлить – пока на бумаге – новую трассу до МКАД, причем в обе стороны. Начало транзитной дороги молодой градостроитель предлагает обустроить возле платформы Битца, соединив ее с федеральной автомагистралью «Крым» и шоссе Москва–Подольск. А финишная точка – на другом конце города, в районе платформы Сетунь, откуда автомобилистам прямая дорога на Минское шоссе.
Конечно, Сетунь – это уже не Курское железнодорожное направление, а Смоленское. Но, к счастью, Белорусский, Савеловский, Рижский и Курский вокзалы в нашем городе соединены внутренним контуром, когда-то называвшимся Александровским, а сейчас именующимся Каланчевской веткой. Эту-то ветку по всей ее длине Валерий Дешев и предлагает также перекрыть транзитной автотрассой.
Проект таким образом выходит за рамки одного административного округа и становится не только общегородским, но даже трансрегиональным. Правда, транзитных автомашин, которые бы передвигались исключительно по челночному маршруту «Симферопольское шоссе–Минское шоссе», нынче даже на МКАД отнюдь не большинство. И чтобы суперсовременная дорога не простаивала, на нее, словно бусинки на ниточку, «навесят» совершенно новые для городской транспортной инфраструктуры объекты – пересадочные узлы двух типов: общественные и грузораспределительные. «Сердцевиной» первых станут перехватывающие парковки. Поэтому эти узлы предполагается разместить у станций метро «Царицыно», «Текстильщики», «Площадь Ильича», «Курская», «Комсомольская», «Рижская», «Савеловская», «Белорусская», «Беговая», «Парк Победы» и «Фили». Вообще «пересадочная» часть в концепции Дешева – едва ли не самая сильная. Достаточно сказать, что 11 общественных транспортных узлов, равномерно распределенных по трассе новой магистрали, позволяют быстро оказаться на любой линии Московского метрополитена, включая Кольцевую! До сих пор проектировщикам перехватывающих парковок, рассчитанных в первую очередь на жителей Подмосковья и обитателей столичных окраин, о такой идеальной сети оставалось только мечтать.
Мечта или реальность?
Вы не любите ездить в подземке? Оставив машину на «перехватках» в Перерве или в Люблине, можете спуститься на землю и выйти в город либо пересесть на электричку. Но и этим возможность пересадок не исчерпывается: на лестничном марше где-то между «легковым» и «железнодорожным» уровнями указатель пригласит вас на остановку скоростного общественного транспорта, который также будет курсировать взад-вперед по выделенным полосам транзитной трассы.
– Не забыли мы и о грузовых фурах, – продолжает аспирант. – Чтобы не выпускать их в город, где они постоянно перекрывают воздух легковушкам, мы все в той же полосе отвода планируем построить три грузораспределительных пересадочных узла. Они станут своеобразными мини-городами – с гостиницами, рекреационными зонами, автосервисами, супермаркетами и офисными зданиями. Впрочем, мы продолжаем работать над оптимальной конфигурацией трассы и, возможно, в чем-то ее видоизменим. Так, сейчас мы собираемся обратиться к городским властям с предложением включить отрезок нашей магистрали в Четвертое транспортное кольцо.
Дело в том, что юго-восточный сектор кольца должен пройти в гигантском тоннеле. Чтобы не тратить огромные деньги на его строительство, достаточно слегка отклониться от Нахимовского проспекта к югу, «влиться» в нашу магистраль и спокойно дойти по ней до Текстильщиков, где трасса Четвертого кольца возвращается на поверхность. Если это предложение примут, у нас возникнут еще две крупные развязки внутри Москвы.
– При ритмичном финансировании этот проект реально воплотить в жизнь за три-четыре года, – считает научный руководитель Дешева профессор Юрий Алексеев. – Его конструктивное преимущество в том, что стройку можно вести безо всякого ущерба для железнодорожного движения. А в итоге станет комфортнее жить в кварталах рядом с железной дорогой, где, по традиции, остро не хватает объектов соцкультбыта.
Прямая речь
Префект Юго-Восточного округа Владимир ЗОТОВ:
– Смелый проект аспиранта МГСУ – пока скорее научная гипотеза и должен рассматриваться не как прямое руководство к действию, а как новый взгляд на больную «мозоль». Но в нем есть рациональное зерно, а основательного научного подхода вкупе с незамыленным взглядом сегодня как раз и не хватает нашим маститым градостроителям.
От редакции: Можно было бы, наверное, отмахнуться от этой идеи, мол, еще один вечный двигатель… Но, на наш взгляд, научная работа студентов требует очень серьезного анализа – возможно, именно молодые ученые и подскажут авторитетным специалистам, как решить одну из самых больных проблем города. Редакция просит руководителей Москомархитектуры, НИиПИ Генплана Москвы и столичного Департамента транспорта и связи рассмотреть предложения и ответить нашим читателям.
Дмитрий Анохин Вечерняя Москва
Статья о недвижимости получена: IRN.RU