В 2007 г., как и в 2006 г., петербургские девелоперы собираются сдать около 1 млн кв. м торговых площадей. Количество магазинов начинает опережать рост товарооборота, тревожатся эксперты. Анонсируемые проекты страдают от недостатка новых брендов, которые могли бы привлечь покупателей.
По данным Colliers International, в 2006 г.
появилось 39 новых торговых объектов общей площадью 1,175 млн кв. м. 14 из них были сданы в декабре. Таким образом, по их подсчетам, на конец 2006 г. в Петербурге функционировало 111 качественных торговых центров общей площадью 2,7 млн кв. м. Praktis C&B приводит другие данные: за прошлый год было введено 48 торговых центров общей площадью 1,211 млн кв. м.
Прошедший год оказался хорош для продуктовых гипермаркетов и магазинов сегмента DIY (от английского — Do It Yourself), отмечает руководитель отдела маркетинговых исследований компании Praktis C&B Роман Уревич. В Петербург пришла сеть Auchan, открывшая два магазина в торговых центрах “Мега” площадью около 14 000 кв. м каждый. В сегменте DIY появились финская K-Rauta (компания провела ребрендинг шести магазинов сети “Строймастер”), британская Castorama и немецкая OBI, открывшие по одному объекту.
В начале 2008 г. свои первые магазины планирует открыть компания Leroy Merlin. Осенью 2006 г. компания подписала соглашение о сотрудничестве с петербургской девелоперской компанией “Макромир”. В соответствии с ним она займет по 12 000 кв. м в торговых центрах “Сити Молл” на севере Петербурга и “Феличита” на юго-востоке города.
По данным Colliers International, в 2006 г. общие площади в сегменте DIY-центров увеличились более чем в два раза — до 230 000 кв. м, площади гипермаркетов выросли более чем в три раза — до 315 000 кв. м. Тем не менее сегмент торговых центров остался лидером рынка по объему площадей — за год они увеличились вдвое до 1,84 млн кв. м.
Российские и иностранные игроки активно заинтересовались петербургским рынком торговых комплексов, говорит Уревич. Средства инвесторов стимулировали его бурное развитие — в 2007 г., по его прогнозу, будет введено до 1 млн кв. м торговых площадей. “Рынок становится более прозрачен”, — объясняет Уревич активность инвесторов. Еще один фактор, по его словам, — насыщение московского рынка ритейла и поиск новых точек приложения их интересов.
Бурный количественный рост магазинов привел к дефициту новых торговых марок, считает гендиректор компании “Knight Frank — Санкт-Петербург” Олег Барков. “За прошедший год на рынке появился термин "клоны" — им называют торговые центры, как две капли воды похожие друг на друга”, — говорит он. В результате, отмечает эксперт, многие ТЦ, в том числе недавно открытые, работают вхолостую.
Барков считает наиболее важной проблемой для девелоперов поиск свежих идей и концепций для вновь открываемых торговых комплексов. “Нужно изучать европейский рынок и привлекать новые марки, — считает он. — Только во Франции существует более 2000 марок одежды, ориентированной на экспорт”. Пока что в России из них представлена десятая часть. “По мере формирования среднего класса покупательная способность потребителей будет расти, а вкус — развиваться. В ближайшие годы европейские производители прет-а-порте будут преобладать в наших магазинах”, — прогнозирует Барков. По оценке директора петербургского офиса компании Colliers International Бориса Юшенкова, пока в Петербурге представлено около 400 торговых марок.
“Недостаток новых брендов — характерная проблема девелоперов торговых центров во всем мире. Иностранные марки не выйдут на новый рынок только потому, что здесь открывается хороший торговый объект. Такое решение — стратегическое для компаний-операторов”, — говорит Юшенков. “Европейские марки очень настороженно относятся к выходу на российский рынок, — объясняет Уревич. — Их настороженность главным образом связана с тем, что рост объемов торговых площадей значительно опережает рост покупательной способности и, следовательно, товарооборота”. Исключением, по словам Юшенкова, могут стать случаи, когда оператор является стратегическим партнером международной компании-девелопера. В качестве примера он приводит выход на петербургский рынок сетей MediaMarkt (магазины электроники) и Auchan, которые открылись в партнерстве с торговыми центрами “Мега”. Ежегодно, по его подсчетам, на петербургский рынок выходит 10-20 новых брендов.
Аналогичный дефицит новых идей наблюдается и в сегменте развлекательных зон торговых комплексов, считает Уревич. “Операторы развлечений в подавляющем большинстве торговых комплексов представлены типовым набором — кинотеатры, боулинг, игровые автоматы, фудкорт”, — говорит эксперт. По его словам, в прошлом году только три новых объекта представили уникальных якорных арендаторов: океанариум в первой очереди ТРК “Планета Нептун”, ледовые катки в двух ТРК “Мега” и аквапарк в ТРК “Родео Драйв”. “Пока это еще нельзя назвать проблемой, проблема возникнет в ближайшие год-два, когда будут достроены крупные “стотысячники”, такие как “Северный Молл” или “Колизей”, — говорит Уревич.
Андрей Мусатов Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU