"Говорят, что я навязываю региону московскую модель развития и управления. Но столичный опыт-то никуда не денешь, да и нельзя без вертикали", - уверен губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев считает: плохо, что вертикаль власти обрывается на губернаторах, ее следует продлить дальше вниз и назначать руководителей муниципальных образований - недемократично, зато эффективно.
В Нижнем Новгороде теперь правят бал москвичи. Тут и служилый люд, и бизнесмены, и строители.
Впрочем, чему удивляться: нынешний губернатор Валерий Шанцев, как ни крути, сам "столичная штучка". Кого-то это раздражает: дескать, понаехали тут. Кого-то радует: глядишь, Нижний снова займет третью строчку в рейтинге главных городов страны. Ведь сто лет тому назад считалось, что Москва - это сердце России, Питер - голова, а Нижний Новгород - карман. С тех пор "карман" изрядно прохудился, и сегодня вряд ли кто назовет Нижний бизнес-столицей. Далеко ли Нижнему до Москвы и можно ли рулить регионом по-столичному? Об этом "Итоги" расcпросили губернатора, бывшего вице-мэра Москвы Валерия Шанцева.
- Валерий Павлинович, переехав из столицы в губернию, вы увидели изнанку жизни?
- В Москве я как-то не задумывался, как работают на периферии. Чем может заниматься губернатор? Оказывается, ничем. ЖКХ? Нет, все дома на балансе муниципалитетов, а в бюджете области и денег на это нет. Образованием? Школы на балансе органов местного самоуправления, а эти органы губернатору не подчиняются. На мой взгляд, исполнительная власть должна быть выстроена жестко, как сейчас выстроили губернаторов. Надо цепочку продолжать: есть у меня 52 района, я должен предложить 52 кандидатуры руководителей, и пусть их утверждают органы представительной власти. Мной каждый день президент управляет, я - главами районов, а те - ниже. Так власть дойдет до каждой деревни, а пока она на губернаторах и заканчивается. Нужен соответствующий закон, но некоторые говорят: это недемократично.
- И все-таки, считают многие, регионом вы крепко рулите. Помогают методы управления, вывезенные из столицы?
- Старый опыт никуда не денешь. Сейчас многие говорят, что я навязываю региону московскую модель централизованного управления. Но нет ведь системы управления, которая не предусматривала бы соподчиненность, контроль. Когда я что-то задумал и не знаю, как этого добиться и с кого спросить, - это смешно. А методы... Полномочия поделены федеральным законом. Только, на мой взгляд, не все тут логично. Муниципальные органы местного самоуправления наделены функциями, которые они никогда не выполнят. Например, в их ведении финансирование системы образования и здравоохранения, ЖКХ, развитие культуры и спорта. Но сделать ничего не могут - средств нет. Приехал я в один район и спрашиваю: есть ли недостроенные объекты? Отвечают: есть, школа, она строится 17 лет. Я-то школ в Москве много сдал и представляю себе, что это такое. Потому посмотрел и говорю, что надо бы к 1 сентября открыть, сейчас еще май - время есть. Не успеем, отмахиваются! Еще 17 миллионов сюда вложить надо, а из бюджета мы можем выделять не больше миллиона в год. Еще 17 лет строить? На заседании правительства приняли решение и выделили из областного бюджета эти деньги. Формально неправильно, но область-то тоже отвечает за образование в регионе. 1 сентября 480 детей пошли в новую школу. Знаете, в Москве все иначе: все ресурсы, бюджет, земля - в одних руках. Единая градостроительная, инвестиционная и экономическая политика. Тут сколько районов - столько мнений. Поэтому, осмотревшись, я главам районов так и сказал: пришел я со своими полномочиями реально работать, но вся работа - на вашей территории, у меня собственной нет. Поделитесь с областным правительством правами, в том числе земельными.
- И как, поделились?
- Да, в конечном итоге они согласились, и мы законодательно это соглашение оформили. Только я предупредил: если раньше с вас не спрашивали и не больно помогали, то теперь будет иначе - дадим, но спросим. Вы получали дотации, субвенции и субсидии на уровне 25-30 процентов от положенного, а сейчас? Все сто, и мы еще добавим, кому это необходимо. Программа развития региона предусматривает, что там, где ситуация хуже, финансовые вложения будут выше. Например, в этом году закончим и введем 48 объектов недостроя в образовательной сфере, в здравоохранении - 20, в культуре - 20. В мае открыли спортивный комплекс в Сергаче, аналогичного которому в России, я думаю, нет. Он трехзальный: спортзал, каток, бассейн с аквапарком. Плюс боулинг, плюс кинозал современный, пункты проката инвентаря. Сейчас заложили еще пять таких комплексов, а к 2010-му хотим сделать подобные в каждом районе.
- А как у вас с Нижним Новгородом отношения складываются? Говорят, мэры с губернаторами конфликтуют.
- Я не хозяин Нижнего Новгорода. Там есть своя власть, но проблем у города действительно накопилось много. И мне совершенно понятно, как их решить. Создали, например, министерства строительства и жилищного хозяйства - их не было, хотя жилищный фонд в крайне тяжелом состоянии. Появился главный архитектор города, которого тоже не было 12 лет. Предыдущий губернатор не брал на себя такие вещи, потому как федеральными законами это не предусмотрено. Но мы с мэром города нашли общий язык, сошлись во мнениях, что делать в первую очередь. Например, с пассажирским транспортом. Меняем "пазики" на новые ЛиАЗы. Начинаем заниматься всеми системами городского хозяйства и внешнего облика.
- Генплан, как в столице, имеется?
- Генплан был принят в 1999 году. Сейчас за средства областного бюджета заказали его актуализацию и, конечно, открыто обсуждаем проекты. У нас отведено более полусотни участков под строительство жилья. В городе на квадратный метр цены высокие, поскольку предложение от спроса сильно отстает. Но за полтора года не сильно-то раскрутишься, особенно при нашем законодательстве. Я понимаю - в Москве, где площадки на вес золота. А я инвестору, который готов вкладывать деньги, должен сказать: молодец, что пришел, теперь посиди-подожди, пока аукцион проведем и согласуем все вопросы. Мы сейчас строим по 20 сантиметров на человека в год, а нужно по нескольку десятков метров, чтобы цивилизованным городом стать. Я бы должен этому инвестору сказать: беги быстрее, строй. И пакет документов в руки дать, пока не передумал.
- Тем не менее в Нижнем уже заявлены к строительству тысячи "квадратов" офисных и торговых площадей, причем в самом центре - высотки. Не критикуют за разрушение исторического облика?
- По сути дела, город требует полной реконструкции. Сохранились деревянные дома от Кремля до окраин. И ладно бы они были ухоженными, создавали атмосферу древнего города. Нет, они для жилья непригодны, многие вообще заколочены. Недовольные всегда найдутся, но это не повод, чтобы город перестал развиваться. И офисы нужны, и торговые площади, и жилье. Если хотим, конечно, третьей столицей стать. Никто сегодня не собирается разрушать исторические постройки. Их надо сохранять и восстанавливать. Но люди должны жить не в памятниках, а в комфортных жилых домах.
- Говорят, вы местный бизнес подвинули, дав зеленый свет московским компаниям.
- Многие в область до меня пришли. Если серьезно, то местные компании не имеют такого инвестиционного потенциала и мощностей. Мы проводим аукционы на большие массивы земли, там надо платить десятки миллионов рублей сразу. У местных таких ресурсов нет.
- То есть самое "вкусное" достается столичным холдингам?
- Да не в том дело. Просто уже есть отработанные рыночные механизмы: у крупного бизнеса свои объемы, у малого или среднего - свои. У меня как у губернатора нет боязни перегнуть палку в чью-то сторону: в регионе создается одинаково благоприятный климат для всех - и местных, и московских, и иностранных инвесторов. Причем последние для нас интересны тем, что идут не только с деньгами, но еще и со своими инженерными, управленческими технологиями. Когда я пришел в регион, здесь не было структуры, которая занималась бы, как в Москве, вопросом привлечения инвестиций комплексно. Мы сформировали областное министерство инвестиционной политики, совместно с депутатами всерьез занялись созданием нормального законодательства и благоприятного инвестиционного климата. Механизм прост и понятен: компания презентует свой проект, если он одобрен, то через три месяца получает полный пакет документов и может приступать к работе. В результате, согласно рейтингу "Эксперт РА", в Нижегородской области максимально низкий среди регионов уровень законодательного риска, а инвестиционный риск - ниже среднероссийского.
- В Японию недавно за инвестициями ездили?
- Объем иностранных инвестиций у нас уже перевалил за миллиард долларов. Мы сейчас проехали всю Европу, Америку. А в Японии много денег: они вон Китаю дают на 25 лет кредиты под смешные проценты. Но наша цель даже не кредиты. Мы хотим, чтобы к нам пришли крупные игроки: японские компании имеют промышленную структуру, аналогичную всему нашему региону, там все "в одном флаконе" - и авиастроение, и автомобилестроение, и химия, и так далее.
- ГАЗу их опыт пригодится. Может, и "Волга" вспять потечет?
- Зря вы над "Волгой" смеетесь. Сейчас очередь на нее три месяца. Там и внутренний дизайн изменили, и двигатель 2,4 литра поставили от Chrysler. А стоит 12-16 тысяч условных единиц. У людей, которые на "Волге" в лучшие свои времена ездили, ностальгия. Более 50 тысяч штук в год покупают.
- Ну, 50 тысяч - это не цифра. Может, целесообразнее закрыть завод?
- Производство здесь абсолютно современное. Я в Москве поднимал АЗЛК после двух лет перерыва в работе, так что прекрасно представляю себе, что такое автомобильный завод. На ГАЗе сегодня имеются технологии, которые ничуть не уступают западным. Менеджмент привлек японских консультантов, которые убрали все лишнее, всю "муду".
- Извините...
- У японцев есть такое слово "муда", обозначающее бесполезную работу. У нас ею занимаются 70-80 процентов работников.
- Если вас так японский опыт увлекает, то, может, стоит сделать ставку на технопарки?
- У нас в регионе 17 государственных и 20 частных вузов - 180 тысяч студентов, огромное количество НИИ, IT-компаний. Нашу область не зря называют русским Бангалором: только в области разработки и тестирования программного обеспечения у нас 250 успешных проектов. Главное, обеспечить людям условия для работы и объявить понятные правила игры. Вот, например, мы создали специальное министерство по работе с малым бизнесом. Как и в Москве, реальные проекты поддерживаем административно, оплачиваем проценты по кредитам. Создаем условия: к 2008 году у нас будет функционировать семь бизнес-инкубаторов и три IT-парка.
- Итак, модель управления "по-шанцевски": полномочия у местных органов власти отобрать, наплодить министерств, призвать крупный бизнес, старое снести - новое построить... И как, работает?
- Представьте себе, работает! Когда я в регион пришел, здесь средний уровень зарплаты был в полтора раза ниже, чем в среднем по стране, не выполнялся даже Закон о бюджете региона. Но нам удалось тогда спасти бюджет и даже профинансировать все обязательства по социальной сфере, чего в области раньше никогда не было. Уже принята стратегия развития до 2020 года: к этому времени зарплата в регионе должна вырасти в 9 раз, а среднедушевой доход - в 7,5 раза. Растет и доходная часть бюджета: в 2007 году мы планируем получить 70 миллиардов рублей, на эти деньги и будем финансировать социалку. Работает?
- И все-таки, Валерий Павлинович, далеко Нижнему до Москвы?
- Пока не близко, но будет, думаю, как и положено третьей столице - до первой. Дайте время.
Ирина Мельникова Итоги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU