“Мосмарт” начинал с открытия гипермаркетов, но спустя три года пришел к проекту совсем маленьких магазинов. Как стало известно “Ведомостям”, первый универсам площадью около 100 кв. м компания откроет на ул. Полярная в Москве в декабре. До конца 2007 г.
“Мосмарт” расширит новую сеть до 80 универсамов в столице и других городах.
В сеть “Мосмарт” входят три гипермаркета в Москве и один в Краснодаре. Валовая выручка ЗАО “Мосмарт”, торгового оператора сети, в 2005 г. составила $250 млн. По 100% компаний “Мосмарт”, “Гиперцентр” и “Гиперцентр-Девелопмент” (владеют частью недвижимости сети) принадлежит кипрской Sarnatus, 75% которой контролируют Михаил Безелянский и Андрей Шелухин, а еще 10% и 15% — фонды Eastern Property Holdings (EPH) и ENR Russia Invest SA. Часть недвижимости сети — у люксембургской Hypercentre Investments, собственниками которой являются швейцарская Jelmoli Holding AG (49%), EPH (26%), Безелянский и Шелухин (25%). Бенефициары Jelmoli, EPH и ENR — семья Георга фон Опеля, Густаф Стенболт и европейские институциональные инвесторы.
К существующим форматам “Мосмарт” планирует добавить магазины “у дома” торговой площадью 100-200 кв. м, рассказал “Ведомостям” основатель сети Михаил Безелянский. Их ассортимент не будет превышать 1500 наименований, добавил замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий. Название для универсамов, первый из которых открывается уже в декабре, еще не утверждено. “Рабочее — "Мосмартик", но маркетологи советуют поменять бренд, например на "Мосмарт-точка" или что-то в этом роде”, — говорит Безелянский. Для первого универсама “Мосмарт” арендовал 100 кв. м на первом этаже жилого дома на ул. Полярная на севере Москвы. До конца 2007 г. компания откроет не менее 80 универсамов, в основном в столичном регионе. Слуцкий уточнил, что стоимость аренды 1 кв. м для подобных магазинов в столице составляет $450-600, а ремонт и оснащение — еще $400 за 1 кв. м.
Ранее руководство “Мосмарта” уже объявляло о желании открывать магазины трех форматов — обычные гипермаркеты (общая площадь — 6500-14 000 кв. м, количество наименований в ассортименте — 45 000-50 000), гипермаркеты “Мосмарт-макси” (5000 кв. м, 20 000-25 000 наименований), супермаркеты “Мосмарт-экспресс” (1500-2000 кв. м, 12 000-15 000 наименований). Действующих магазинов всего четыре. До конца года должен открыться еще один московский гипермаркет на Боровском шоссе и “Мосмарт-макси” в Петербурге. В разной степени готовности объекты в Нижнем Новгороде, Волгограде, Самаре, Твери, Рязани, Уфе, Челябинске и Ростове-на-Дону. По словам Слуцкого, в 2007 г. компания планирует вложить $120 млн в открытие 20-22 магазинов разных форматов. Один “Мосмарт” стоит около $10-20 млн, “Мосмарт-макси” — $5 млн, “Мосмарт-экспресс” — $2 млн.
С момента основания “Мосмарт” развивался в основном на кредиты Сбербанка, который в конце 2002 г. ссудил сети $13 млн, а летом 2003 г. расширил линию до $100 млн. Новые акционеры — Eastern Property Holdings (EPH), ENR Russia Invest SA и Jelmoli Holding AG обещали вложить в “Мосмарт” еще более $200 млн. Сейчас “Мосмарт” не только увеличил кредитную линию в “Сбербанке” до $175 млн, но и собирается занять деньги на рынке облигаций. IPO торгового оператора — компании “Мосмарт” может состояться в 2008 г., а девелоперской Hypercentre Investments — в 2009 г.
Превращение “Мосмарта” в мультиформатную сеть сам Безелянский объяснял желанием получить больший выбор торговых площадей. Этот аргумент понятен конкурентам “Мосмарта” — почти все они работают с несколькими форматами. Крупнейшему отечественному ритейлеру X5 Retail Group принадлежат универсамы “Пятерочка”, а также супермаркеты и гипермаркеты “Перекресток”. А сеть дискаунтеров “Магнит” к концу 2007 г. откроет 12-15 одноименных гипермаркетов и более 30 супермаркетов “Тандер”. “Дикси” считается сетью дискаунтеров, хотя у нее есть гипермаркеты “Мегамарт” и универсамы “Минимарт”. “Седьмой континент” (супермаркеты, гипермаркеты “Наш”, универсамы “Семь шагов” и люксовые магазины “Пять звезд”) и “Виктория” (супермаркеты, мелкооптовые центры “Кэш”, универсамы “Квартал”, дискаунтеры “Дешево”) уже много лет практикуют мультиформатность. Помимо гипермаркетов “О'кей” начинает открывать супермаркеты “О'кей-экспресс”, а “Лента” — универсамы Norma. Собственная продуктовая сеть холдинга “Марта” будет включать супермаркеты “Гроссмарт” и универсамы “Доммарт”.
Юлия Ярош Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU