Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Региональные рынки недвижимости обладают огромным инвестиционным потенциалом

 

Региональные рынки недвижимости обладают огромным инвестиционным потенциалом

 

 

Рынки жилой и коммерческой недвижимости в регионах находятся пока в стадии формирования, однако столичные и иностранные инвесторы неслучайно проявляют к ним живейший интерес. Специалисты единодушно признают, что, несмотря на трудности в освоении региональных рынков, будущее — именно за ними, они сегодня интенсивно развиваются и имеют значительные резервы для роста. Инвестиционные возможности регионов стали предметом обсуждения на ежегодной Международной конференции «Региональная недвижимость: новые возможности для инвесторов», которая была организована компанией RealPressMediа 23 июня 2006 года.

Не секрет, что настороженное отношение к региональным рынкам во многом объясняется их закрытостью и непрозрачностью. Другими словами, недостаток информации, в том числе об особенностях менталитета населения, деловых традициях, способах взаимодействия с местными игроками и администрацией, смущает пришлых инвесторов гораздо больше, чем трудности, знакомые им по столичному опыту.

загрузка...

 

 

Выход в регионы — вопрос не только их финансовой, но и психологической готовности.

Чтобы дальние территории стали ближе и понятнее, участники конференции — московские и региональные девелоперы, строители, представители крупных российских и международных компаний, таких как NAI Global Russia, Vesco Group, «Торговый квартал — Девелопмент», Becar,— обсудили методы привлечения инвестиций в строительство жилой и коммерческой недвижимости в регионах России, возможности и потенциальные риски разных сегментов рынка, поделились практическим опытом реализации проектов на местах.

И хочется и колется…

Рост инвестиционной привлекательности недвижимости в регионах объясняется целым рядом причин. Это и перенасыщение рынков Москвы и Санкт-Петербурга, и экономический подъем в стране, и стабильный рост доходов населения, и практически полное отсутствие адекватного предложения во всех сегментах. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», значительным потенциалом обладают рынки Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Перми, Новосибирска, Архангельска, Владивостока. К сожалению, противопоставление, в первую очередь экономическое, Москвы остальной территории страны мешает притоку инвестиций в регионы. Тем не менее финансовые потоки не будут постоянно концентрироваться исключительно в Москве — их перераспределение неизбежно. Лейт-мотивом выступлений участников конференции и бесед в кулуарах стало требование о выходе на региональные рынки, причем не только в городах-миллионниках и крупных региональных центрах, но и в населенных пунктах поменьше, с тремя-четырьмя сотнями тысяч жителей. И делать это надо уже сейчас.

Несмотря на все риски и более низкую доходность инвестиций, стремление первыми оказаться на рынке и занять свою нишу, пока уровень конкуренции не особенно высок, стимулирует компании двигаться из столицы дальше по городам и весям России и ближнего зарубежья. Кроме того, региональные рынки дают прекрасную возможность для инвестора максимально реализовать свои финансовые возможности (если, конечно, таковые у него имеются).

О подобных заманчивых перспективах первыми заговорили сетевые операторы, поэтому рынок торговых площадей в регионах сегодня наи-более развит. За ним идут офисная и складская недвижимость. С жильем ситуация немного хуже, но и здесь есть заметные подвижки. Например, крупнейший столичный застройщик, компания «ПИК», активно работает в Ростове, Новороссийске, Омске, Нижнем Новгороде, Ярославле, Перми, Калининграде.

Однако есть в региональной бочке меда и ложка (а точнее, даже целый половник) дегтя. Как отметили большинство выступающих, практически каждому инвестору-чужаку придется решать множество проблем, вытекающих из специфики взаимодействия с местной администрацией и недостаточного законодательного регулирования земельных отношений, в особенности в отдаленных регионах (мало распространена практика выкупа земельных участков у города, плохо налажены процедуры по передаче земли в собственность, нет достаточной аукционной практики).

Чем чревата ситуация, когда степень вовлечения органов власти в рыночные отношения высока, — понятно. Советское прошлое нашей страны — яркий тому пример. По словам Максима Карапетова, генерального директора NAI Global Russia, инвестиционная привлекательность регионального рынка недвижимости напрямую зависит от политической обстановки в районе. Одним из приоритетных направлений развития NAI Global Russia является Казахстан, и интерес к нему объясним: эта страна скоро станет центральным государством Средней Азии благодаря своим нефтяным месторождениям, а ее экономическая столица Алма-Ата сделается центром концентрации капиталов. Однако особенности менталитета и, если можно так выразиться, традиции ведения бизнеса в регионе доставляют немало хлопот инвесторам-нерезидентам, выходящим на рынок. Семейственность административной системы, оказывающей к тому же огромное влияние на экономику и протекание бизнес-процессов в государстве, лоббирование интересов местных компаний мешают притоку иностранных инвестиций в регион.

Знание реалий того или иного регио-нального рынка имеет для инвестора огромное значение. Как рассказал Максим Карапетов, иностранным компаниям порой бывает сложно понять, почему выгодно вкладывать средства в рынок недвижимости Алма-Аты и невыгодно браться за реализацию проектов в административной столице Астане. Однако специфика политической и экономической обстановки в стране такова, что Астана, несмотря на все усилия, предпринимаемые сверху, осталась так называемым мертвым городом, не обладающим достаточным инвестиционным потенциалом. В свою очередь, Алма-Ата — это курортный район, следовательно, в нем активно развивается гостиничный бизнес. На рынок уже вышли крупные международные операторы, такие, как Хайятт, Мариотт, Рэдиссон. Рынок гостиничной недвижимости Казахстана привлекателен еще и тем, что фактически находится вне сферы интересов администрации и отдан на откуп пришлым инвесторам.

Необходимо учитывать особенности менталитета и традиции региона, отметил Владимир Кудрин, директор по развитию компании DVI-Group, занимающейся реализацией проектов торгово‑развлекательной недвижимости. При разработке концепции ТРЦ (торгово‑развлекательного центра) нужно тонко настроиться на аудиторию конкретного региона.

Крупные форматы: готовность номер один

По словам Владимира Кудрина, региональный рынок недвижимости готов к реализации масштабных проектов. Более того, размер и качественные характеристики объекта являются составляющими его успеха. Федеральные сетевые операторы приходят в тот или иной регион в рамках проводимой ими политики расширения бизнеса. Однако довольствоваться тем, что предлагают им местные девелоперы, они зачастую не желают, предъявляя довольно высокие, «столичные» требования к торговым и офисным площадям. По статистике в региональных торговых центрах локальные операторы составляют 10–20% от общего числа арендаторов, поэтому ориентироваться стоит на стандарты, устанавливаемые крупными российскими и международными компаниями.

Эту же идею поддержал Анатолий Васильев, генеральный директор «Торгового квартала — Девелопмента». Он рассказал о своем практическом опыте — создании торгово‑развлекательного центра «Торговый квартал» в Набережных Челнах (Республика Татарстан). Компания сделала ставку на формат «все в одном» и разработала концепцию объекта, предлагающего полноценный шопинг и отдых для всей семьи. В условиях дефицита предприятий индустрии развлечений в регионах у нового ТРЦ есть все шансы стать центром притяжения для населения Набережных Челнов и пригородных районов. Среди арендаторов есть мультиплекс, детский развлекательный центр, магазины спортивных товаров, товаров для детей, предусмотрен и большой фудкорт, представленный несколькими крупными операторами.

По мнению Елены Флоринской, генерального директора Leeds Property Group и одного из самых известных консультантов на рынке коммерческой недвижимости, в условиях растущей конкуренции необходимо уделять внимание концепции объекта. Причем данная сентенция справедлива и для столичного, и для региональных рынков. Концепция — это не только маркетинг, но и точный экономический расчет, инструкция по запуску проекта в жизнь, включающая в себя анализ настоящих и будущих конкурентов, а также современных тенденций развития данного сегмента рынка, предпочтений потенциальных арендаторов и многое-многое другое.

Однако есть еще один аспект, который важен для проекта. Речь идет о понимании того, зачем девелопер пришел в данный бизнес, на этот рынок, что для него значит построить тот или иной объект и что он будет с ним делать после того, как все работы закончатся. Региональным инвесторам необходимо определиться, что для них важно в проекте: экономическая выгода, престиж, желание быть первым, интерес к новой сфере бизнеса или какие‑либо иные соображения.

Жилой пригород для города-миллионника

Алексей Аверьянов, генеральный директор Vesco Consulting, привел данные из недавно проведенного компанией масштабного исследования рынка жилой городской и загородной недвижимости в регионах, точнее в городах-миллионниках. По его словам, сегмент коттеджных поселков в регионах до недавнего времени развивался в нерыночных условиях и сейчас все еще находится в стадии становления. Однако его инвестиционная привлекательность очевидна. Рынки недвижимости большинства пригородов демонстрируют устойчивый ценовой прирост и имеют огромный резерв для развития. Так, специалисты компании считают, что рынок загородного жилья в Нижнем Новгороде скоро переживет настоящий бум.

Доходность инвестиций в тот или иной сегмент рынка недвижимости во многом определяется платеже-способностью спроса. В регионах он пока концентрируется среди наиболее обеспеченных представителей среднего класса и элиты, однако фактически он намного шире. Потенциал покупательского спроса чрезвычайно высок, ведь достойных предложений почти нет. Одно из наиболее перспективных направлений на региональном рынке загородной недвижимости — жилой пригород: данный сегмент только формируется и будет интенсивно развиваться, особенно такой его формат, как таунхаусы.
Росту спроса на загородную недвижимость будет способствовать и развитие ипотеки — этот процесс в регионах идет хоть и медленнее, чем в Москве и Санкт-Петербурге, но тоже достаточно активно. Среди лидеров по количеству ипотечных программ — Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Омск. Правда, с загородной недвижимостью региональные банки работают неохотно, причем по тем же причинам, что и столичные. Сказываются и неразвитость рынка земли, и отсутствие понимания ее рыночной стоимости. Тем не менее ипотечное кредитование загородной недвижимости в двух столицах постепенно набирает обороты, и с указанными неприятностями банки мало-помалу справляются, поэтому можно с уверенностью утверждать, что и в регионах все трудности будут преодолены.


Елена Масютина Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Региональные рынки недвижимости обладают огромным инвестиционным потенциалом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Что общего у нашего и заокеанского рынков недвижимости

Национальный банковский журнал / В России, как и в Америке, галопирующий рост цен на жилье сменился стагнацией. Там, за океаном, это обернулось глубоким кризисом на рынке ипотеки. Наталья Лямина Геннадий Суворов отрицательно качает головой: «Ждать какого-то системного кризиса у нас?

» Банки и кредиты - 2462 - читать


Система отбора персональных менеджеров, как способ получения конкурентных преимуществ на региональном рынке банковских услуг

Н. Б. Куршакова, к.э.н., начальник управления банковских продуктов и маркетинга ОАО «Омскпромстройбанк» Опубликовано в номере:

» Банки и кредиты - 4161 - читать


Страхование рисков на рынке недвижимости

На вопросы читателей отвечает директор загородного департамента ООО « АЛЕКСАНДР-Недвижимость» Юлия Пузырева.

» Безопасность бизнеса - 3902 - читать


Опасный бум на московском рынке недвижимости

Взрыв цен происходит вследствие огромного спроса. Предложений и финансовых средств не хватает Сергей Панин (имя изменено) ночует в стоматологическом кресле. Дневная смена начинается в семь часов.

» Управление и менеджмент - 2344 - читать


Неразвитость регионального рынка складской недвижимости осложняет его оценку

Поскольку рынок складской логистики сейчас формирует сектор FMCG, он тяготеет к крупным центрам потребления. В Поволжье это Самара, Нижний Новгород, Казань, Саратов — столицы регионов с наибольшим розничным товарооборотом. Но и в этих городах рынок складской недвижимости еще только формируется.

» Бизнес Недвижимость - 2070 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Региональные рынки недвижимости обладают огромным инвестиционным потенциалом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru