В 2006 г. эксперты ожидали насыщения рынка офисных площадей — девелоперами было заявлено к реализации несколько масштабных проектов. Однако выборы мэра, пришедшиеся на эту осень, подкорректировали график ввода новых бизнес-центров. Чиновники не подписывали необходимые документы, например постановления о вводе объектов в эксплуатацию. Дефицит на рынке сохранился.
По планам к концу 2006 г. девелоперы должны были сдать около 150 000 кв. м новых офисных площадей. На рынке ожидались такие крупные офисные комплексы, как “Активный капитал” (общая площадь — 5500 кв. м), следующие очереди “Витязя” (около 64 000 кв. м) и “Делового мира” (19 000 кв. м), комплексы “Лазурный” (17 000 кв. м), “Биг-Бен” (13 000 кв. м) и “Вертикаль” (8500 кв. м). По предварительным прогнозам риэлторов, к концу этого года будет введено около 80 000 кв. м новых офисов, на начало ноября введено примерно 50 000 кв. м.
Насыщение самарского рынка офисных помещений опять откладывается. Из всех масштабных бизнес-центров, заявленных к сдаче в 2006 г., в эксплуатацию введены только два. В августе этого года была сдана вторая очередь комплекса “Витязь” — девятиэтажное здание площадью 4000 кв. м. Как рассказал Владимир Ерофеев, заместитель генерального директора риэлторско-строительного центра “Мабис”, девелопера “Витязя”, сейчас компания оформляет документы на право собственности на вторую очередь и ведет строительство третьей, а также строит паркинг на 800 машино-мест. Весь бизнес-центр общей площадью около 70 000 кв. м планируется сдать в 2007 г.
В июле “БЭЛ Девелопмент” начал сдавать в аренду часть площадей своего бизнес-центра, этот комплекс общей площадью 15 000 кв. м тоже будет сдан в начале 2007 г.
Другие анонсированные объекты в эксплуатацию не введены. Причины этого их девелоперы предпочитают не комментировать, а риэлторы объясняют сложившуюся ситуацию сменой власти на политической арене Самары. “До октября рынок замер в ожидании выборов мэра, — говорит Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки компании "Спектр недвижимости". — Многие чиновники, ожидая смены власти, старались отложить подписание разрешительных документов и необходимые согласования”. Другие эксперты соглашаются с Винтаевым, утверждая, что это стало одним из основных факторов задержки сдачи офисных центров. Хотя риэлторы не исключают возможности, что некоторые центры все же могут появиться в эксплуатации в декабре 2006 г.
В октябре этого года было заявлено о новом крупном проекте на рынке офисов. В центре Самары планируется построить многофункциональный деловой центр. Его строит инвестиционно-строительная компания “Губерния” (ее учредителем является Торгово-промышленная палата Самарской области). Сумма инвестиций оценивается более чем в 1 млрд руб. Общая площадь бизнес-центра превысит 43 000 кв. м. По прогнозам, проект будет реализован к 2009 г. В администрации области объясняют, что центр должен способствовать развитию предпринимательской и инновационной деятельности. В его состав войдут не только офисы, но и торговые помещения.
“На рынке почти нет площадей класса А, а они становятся все более востребованными”, — рассказывает Галина Сорокина, руководитель департамента коммерческой и загородной недвижимости инвестиционной компании “Дом”. По ее словам, бизнес в регионе развивается бурно, приходит все больше новых крупных компаний — не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. “От них очень много заявок на помещения класса А, но в Самаре пока нет бизнес-центров такого уровня, кроме офисного комплекса "БЭЛ Девелопмент", — продолжает Сорокина. — Как только будут построены такие центры, от желающих не будет отбоя”.
Игорь Рязанов, заместитель управляющего компании “Информатика”, говорит, что качественные площади востребованы как у крупнейших самарских, так и у федеральных компаний, приходящих в область. Правда, понимание того, что такое высококлассный офис, у них разное. “У большинства местных компаний невысокие требования к офису, для них главное — хороший ремонт, — отмечает он. — Здание, где размещается офис, может быть и не новым, а отреставрированным домом времен сталинской постройки, важно, чтобы в нем было можно работать сразу после переезда”. “Местным компаниям в отличие от федеральных представительств, для которых важен имидж, на самом деле в основном нужен средний уровень помещений, главное, чтобы были все необходимые коммуникации: телефонные линии, Интернет”, — соглашается Винтаев. Рязанов добавляет, что некоторым компаниям, например занимающимся производственным бизнесом, не всегда важно иметь офис в центре города: “Если их производство размещено в районе Заводского шоссе, то и администрация у них там же”.
По оценке Максима Хвостова, директора по риэлторской деятельности компании “Дисса”, на рынке продолжает наблюдаться нехватка офисных помещений для продажи, особенно в центральных районах. “Кроме того что не были сданы заявленные объекты, на рынок повлияла и ситуация с сокращением объемов строительства новостроек — очень часто под офисы идут первые этажи жилых домов”, — объясняет Хвостов. “Для арендаторов достаточно предложений, — добавляет Винтаев. — Мало предложений по продаже офисных помещений, а спрос на них большой, так как инвестиционная привлекательность коммерческой недвижимости велика”.
“Арендные ставки с начала года увеличились на 15%”, — говорит менеджер по аренде СК “Портал” Арина Макарова. В январе 1 кв. м в центре можно было снять от 600 руб. в месяц, в более отдаленных районах — от 400-450 руб. С ноября в центральных районах города предложения начинались от 750 руб. в месяц за 1 кв. м, доходя до 1000 руб., на окраинах — от 500 руб.
Цены продаж за первые три квартала 2006 г., по оценкам экспертов, подросли в среднем на 20%. Винтаев добавляет, что цена очень сильно зависит от качества объектов — на некоторые из них она выросла на 30-40%. “Если в начале 2006 г. площади в центральных районах стоили около $1200-1500 за 1 кв. м, то сейчас — $1500-1800 за 1 кв. м, а стоимость продажи некоторых объектов может доходить и до $2000 за 1 кв. м”, — говорит Винтаев.
По словам риэлторов, в 2006 г., как и в 2005 г., компании предпочитали приобретать, а не арендовать помещения. В большом дефиците были помещения от 15 до 20 кв. м: в новых бизнес-центрах кабинеты такой маленькой площади к продаже, как правило, не предлагаются. Спрос опережал предложение и по помещениям метражом от 100 до 150 кв. м. Это объясняется достаточно активным развитием малого и среднего бизнеса в Самарском регионе. Офисы от 500 до 2000 кв. м нужны лишь немногим арендаторам или покупателям, в основном очень крупным компаниям.
Оксана Иващенко Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU