“НижегородгражданНИИпроект” разработал схему размещения парковок и гаражей в рамках генплана застройки города, который предусматривает выделение дополнительных площадок для строительства гаражей и стоянок, сообщил “Ведомостям” руководитель мастерской генпланов института Владимир Парфенов. В частности, в коммунально-производственных зонах планируется создавать стоянки и многоуровневые гаражи на 500 автомест, а в жилых районах — до 300 мест.
“Боксовые гаражи, поглощающие дефицитное пространство, изживают себя”, — поясняет Парфенов. А главный архитектор института Юрий Карцев добавляет, что в будущем содержать гараж боксового типа будет невыгодно из-за высокой платы за землю (сейчас 1 кв. м гаража в зависимости от кадастрового квартала обходится от 250 руб. до 2000 руб. в месяц). “Нам нужно построить 400 000 стояночных мест до 2020 г.”, — говорит Парфенов.
Строительство многоуровневых парковок и гаражей предусмотрено в зонах 15-минутной пешеходной доступности, отмечает Парфенов. Главный архитектор проекта мастерской генплана Юлия Лотштейн говорит, что речь идет о нескольких десятках площадок, многие из которых заняты разными постройками, в том числе гаражными кооперативами. Среди таких участков гаражные массивы в Сормовском районе (по ул. Светлоярская, Коминтерна, Акимова), в Советском районе — в микрорайоне Кузнечиха. О том, какой будет действовать механизм по отчуждению земли у частных собственников и размеры компенсации, в том числе и за сносимое имущество, Парфенов сказать затруднился. По его словам, этот вопрос сейчас обсуждается. Нормативно-правовую часть проекта разработчики намерены внести на утверждение гордумы в сентябре 2006 г.
В Нижнем Новгороде уже есть несколько проектов многоуровневых гаражей. Первый многоярусный гараж на 500 машин построен в Нижнем около пяти лет назад ГСК “Монолит” около Борского моста. По словам председателя ГСК Евгения Бацырова, на данный момент все боксы в гараже проданы, но проект до сих пор не согласован со всеми контролирующими инстанциями. Компания “Жилстройресурс” планирует строительство многоярусного гаражного комплекса на 400 мест на территории снесенного минувшей зимой гаражного массива в микрорайоне Кузнечиха. Многоэтажная парковка согласно проекту должна быть частью жилого комплекса “Две аллеи”. Инвестиции в проект начальник отдела подготовки производства компании “Жилстройресурс” Александр Малкин не назвал, объяснив, что бизнес-план — в процессе подготовки. Пока не завершен и начатый в 1998 г. компанией “Нижегородстрой” проект строительства пятиярусной парковки в микрорайоне Верхние Печеры. Но менеджер компании, пожелавший остаться неназванным, отмечает, что сдача объекта намечена до конца 2006 г.
Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что реализовать проект массового строительства многоуровневых парковок властям будет непросто. Гендиректор ГК “Столица Нижний” Олег Сорокин сообщил, что ООО “ИК-Регион”, входящее в ГК, планирует построить в районе Московского вокзала многоуровневую автостоянку рядом со своим торговым центром и будет предлагать ее как услугу покупателям. “А вкладывать деньги просто в отдельно стоящую многоуровневую парковку нерентабельно”, — считает Сорокин. А менеджер из “Нижегородстроя” отметил, что из-за вложений в системы пожаротушения и другие спецработы происходит удорожание проекта не менее чем на 30%.
Директор по развитию Swiss Realty Илья Шершнев, ссылаясь на данные Urban Main Institute (Института городских земель), говорит, что паркинг на 600 авто (одно машино-место — 25 кв. м) площадью 15 000 кв. м с коммуникациями может обойтись в $7-8 млн при себестоимости одного места не ниже $15 000. По мнению Шершнева, продавать один бокс дешевле $20 000-25 000 будет невыгодно. “Практика показывает, что в Москве эти проекты не реализуются, потому что нерентабельны. Проекты, которые на бумаге назывались многоуровневыми паркингами, на деле таковыми не являлись. Этажи под паркинг реконструировали в итоге под офисы, тем самым поднимая рентабельность”, — отмечает Шершнев и добавляет, что арендные ставки свыше $100 люди не готовы платить даже в Москве. Константин Ковалев, управляющий партнер Blackwood, считает, что для Нижнего аренда одного стояночного места должна стоить порядка $120 в месяц. “Инвесторам выгоднее продавать места в гаражах, но владельцам авто будет выгоднее арендовать, что не выгодно продавцам”, — констатирует Ковалев.
По данным областной ГИБДД, за первое полугодие 2006 г. число автотранспортных средств в Нижнем Новгороде увеличилось в среднем на 3% и составляет с учетом выбракованных (не принятых к регистрации) около 320 000. В городе насчитывается 111 000 гаражей общей площадью 1,98 млн кв. м. По данным МП “НижегородгражданНИИпроект”, потребность города в местах для парковки и размещения авто — около 400 000 мест.
Александр Савельев Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU